ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Благодарность


Отличия хвалы от благодарности

«Аш-шукр» — благодарность, а «аш-шакур» — благодарный.

И прежде я бы хотел пояснить разницу между «аль-хамд» (хвала) и «аш-шукр» (благодарность).

1) Шукр (благодарность) — присутствует тогда, когда ты получаешь какое-нибудь благо от Аллаха. Аль-хамд (хвала) не требует получение блага — мы всегда восхваляем Аллаха.

С точки зрения религии, аль-хамд (хвала) — это когда человек рассказывает о прекрасных качествах Аллаха в сочетание с любовью, с уважением и возвеличиванием.

Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),

Аль-хамд (хвала) будет всегда, даже во время проблемы или какого-то бедствия. И поэтому аль-хамд (хвала) шире, чем шукр (благодарность). Мусульманин всегда хвалит Аллаха.

сказал: «Я был удивлен предопределе-

нию Аллаха верующему! Если постигает его благо, он хвалит своего Господа и благодарит Его, и, если же его постигает горе, он хвалит своего Господа и проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом».

И как видно из изречения, хвала присутствует и во время блага, и во время беды.

И Аллах Субханаху ва Тагаля, говоря о хвале Ему, всегда упоминал не какие-то конкретные блага, оказанные Его рабам, а чаще упоминал Свои Качества.

(2). Хвала — Аллаху, Господу миров... (1:2)

Хвала Аллаху за что? За то, что Он Господь миров.

(1). Хвала Аллаху, Которому принадлежит все, что в небесах и на земле; Ему хвала и в будущей, Он — Мудрый, Ведающий! (34:1)

За что Ему хвала? За то, что Ему принадлежит все.

(1). Хвала — Аллаху, Который сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет! А потом те, которые не веруют, приравнивают к своему Господу. (6:1)

(111). Скажи: «Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть, Которому не нужен защитник от унижения». И возвеличивай Его величаво! (17:111)

(1). Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу книгу и не сделал в ней кривизны! (18:1)

Мы хвалим Аллаха не за какое-нибудь непосредственное благо, оказанное нам, а за Его Прекрасные Качества. Хотя от того, что имено Он является Создателем и Господином всего, это тоже в конечном итоге для нас большое благо. Но мы забываем о таких благах и некоторые их даже не считают благами.

Иногда какой-нибудь хороший профессор, врач помогает всем. Даже тот человек, который не прибегал к его помощи, хвалит его.

Чем помог тебе этот врач?

Я вообще к нему не ходил, но все равно я его хвалю. Значит, мы хвалим Аллаха больше всего за Его Качества,

а не за то, что Он нам дал.

Мусульманин всегда хвалит Аллаха, независимо от своего положения и даже во время беды, потому что его отношение с Аллахом очень крепкое и его любовь к Аллаху очень сильная и он не ждет материальной выгоды при восхвалении Аллаха.

Даже люди не допускают дружбу с человеком, который готов поддержать отношения с ними только когда это ему выгодно.

А как, если речь идет об отношении с Аллахом?

Аллах Тагаля говорил в Коране о таких людях с таким хрупким отношением с Ним:

(11). Среди людей есть такой, кто поклоняется Аллаху на острие: если его постигает добро, он успокаивается в этом; а если его постигает искушение, он поворачивается своим лицом, утратив и ближайшую жизнь и последнюю. Это — явная потеря!

(12). Вместо Аллаха он призывает то, что ему не приносит ни вреда, ни пользы, это — далекое заблуждение!

(13). Он призывает того, от которого вред ближе пользы. Плох господин, и плох сотоварищ! (22:11—13)

И большое вознаграждение ожидает того, кто хвалил Аллаха во время беды.

Посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Когда умирает ребёнок одного раба, Аллах Всевышний спрашивает своих ангелов:

— Вы забрали душу ребёнка Моего раба? И они отвечают: «Да».

Потом Он спрашивает:

— Вы забрали частицу его сердца? И они отвечают: «Да».

Потом Он спрашивает:

— И что сказал раб Мой? И они отвечают:

— Он воздал Тебе хвалу и сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернемся!» (Инна ли-Ллахи ва инна иляй-хи раджи'уна!)

И тогда Всевышний говорит:

— Постройте для раба Моего дом в Раю и назовите его Домом восхваления (Байтуль-хамд).

Этот человек потерял своего ребенка, но хвалит Аллаха Субханаху ва Тагаля.

Аль-хамд (хвала) — это намного шире, чем шукр (благодарность), и мы должны хвалить Аллаха всегда, вне зависимости от того, что с нами происходит.

В мольбах (дуа) преобладают слова хвалы (хамд) Аллаху и единичны случаи использования слова шукр (благодарность). Что мы говорим после еды?

«Аль-хамду ли-лляхи ллязи ат'ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин». (Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю).

Если ты ел кусок хлеба с плесенью, ты скажешь «Альхам-ду лиллях» (Хвала Аллаху), если ты ел кусок жареного мяса, ты скажешь «Альхамду лиллях» (Хвала Аллаху). В любом случае Хвала Аллаху.

Проснулся утром: «Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба'да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушуру» (Хвала Аллаху, воскресившему нас после того, как Он умертвил нас, и к Нему воскресение). Ты проснулся больным или здоровым, в мирное или военное время — Хвала Аллаху!

Но в редких случаях хвала употребляется в Коране для выражения благодарности за какое-то благо, данное Аллахом. Например, в Коране приводятся слова хвалы Ибрахима, мир ему, Аллаху за то, что Он даровал ему сыновей:

(39). Хвала Аллаху, который даровал мне при старости Исмаила и Исхака! Поистине, Господь мой, Он слышит воззвание! (14:39)

Нух, мир ему, хвалил Аллаха за то, что Он спас его на корабле:

(28). А когда утвердишься ты и те, кто с тобой, на судне, то скажи: «Хвала Аллаху, который спас нас от людей несправедливых!» (23:28)

В Коране говорится о хвале за Рай:

(34). И скажут они: «Хвала Аллаху, который удалил от нас печаль!» Поистине, Господь наш — Прощающ, Благодарен! (35:34)

(74). И скажут они: «Хвала Аллаху, Который оправдал Свое обещание и дал нам в наследство землю. Мы будем поселяться в Раю, где пожелаем». Блага награда делающих!

(39:74)

Когда люди попадут в Рай, они скажут «хвала Аллаху», но не «благодарим Аллаха», потому что благодарность подразумевает действие. А в Раю мы не будем действовать, так как в Раю нет ни обязательств, ни предписаний. Когда мы говорим о благах Рая, употребляется не «шукр», а «хамд», потому что шукр (благодарность) обязывает нас показать на деле, что мы благодарны. И поэтому в Раю говорят аль-хамду лиЛлях (хвала Аллаху).

2) И вторая существенная разница между аль-хамд (хвала) и шукр (благодарность) в том, что хамд остается на языке, а шукр, истинная благодарность, когда ты будешь хвалить Аллаха не только языком, но и поступками, используя благо, как Аллах любит.

Шукр (благодарность) — от слова «шакира» — когда скот ест сено и от этого крупнеет, говорят, что проявились следы корма на скоте. Шукр — это проявление следов блага Аллаха на нас.

Ибн Кайим говорит, что шукр (благодарность) — это когда проявляется благо Аллаха на языке раба, когда он станет Его хвалить и признается перед Ним, и на сердце его раба, когда он любит Его, и на его органы, когда он станет подчиняться Ему.

Один учёный сказал: «У шукра есть 5 столпов, и без любого из них шукр (благодарность) не будет полным: подчинение Аллаху, любовь к Нему, признание в том, что Он дал это благо, хвалить Его, и не использовать это благо против Него».

В конце суры «Ад-Духа» Аллах Субханаху ва Тагаля говорит:

(93). ...И о Милости Господа своего расскажи (93:11)

Но перевод на русский язык неточен, потому что в Коране написано не «ган нигмяти» (о милости), а «бинигмяти» (милостью Своего Господа расскажи). Почему сказано именно так?

Когда мы говорим, «расскажи о милости», значит, расскажи о ней только своим языком. А расскажи милостью — это означает, используй эту милость для рассказа о ней. Например, если Аллах дал тебе деньги, не ограничивайся только упоминанием об этом благе от Аллаха, но используй эти деньги так, чтобы люди знали о них по твоему благородному их использованию.

Когда Аллах Субханаху ва Тагаля в Коране говорил о благодарности, он всегда упоминал какое-нибудь благо, за которое Он хочет, чтобы мы Его благодарили.

(114). Ешьте же то, что даровал вам Аллах дозволенным, благим, и благодарите Милость Аллаха, если Ему вы поклоняетесь! (16:114)

(33). И знамением для вас — земля мертвая; Мы оживили ее и вывели из нее зерно, которое вы едите.

(34). Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели в ней источники,

(35). чтобы они ели плоды их и то, что сделали их руки. Разве же они не возблагодарят? (36:33—35)

Хочется напомнить разные блага Аллаха:

(71). Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют?

(72). Мы покорили его им: на одних они ездят, других

едят.

(73). Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?

(74). И взяли они помимо Аллаха себе богов, — может быть, они получат помощь! (36:71—74)

(73). От Своей Милости Он сделал для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали и искали Его Милости и, может быть, вы будете благодарны!» (28:73)

(78). И Аллах вывел вас из недр ваших матерей (такими что), вы ничего не знаете. И Он дал вам слух, зрение, сердца, — может быть, вы будете благодарны! (16:78)

Из блага Аллаха то, что Он даровал нам Коран и прямой

путь.

(185). Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны! (2:185)

Аллах Субханаху ва Тагаля вывел нас из мрака на прямой путь, и это очень большое благо.

(257). Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету.

А те, которые неверны, друзья их — идолы; они выводят их от света к мраку. Это — обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (2:257)

Когда лицемеры «принимали» ислам, они упрекали за это Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует). И Аллах Субханаху ва Тагаля в ответ на это сказал:

(17). Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду». (49:17)

Сегодня, если мы говорим человеку:

Благодари Аллаха!

А за что?

Как будто благодарить Аллаха должен только тот, у кого есть дворец.

«Один учёный, Юнус бин Губайд разговаривал с одним человеком, который только жаловался. Он увел разговор в сторону, а затем спросил:

Ты дашь свое зрение за сто тысяч дирхамов?

Нет.

Ты дашь свои руки за сто тысяч дирхамов?

Нет.

Ты дашь свои ноги за сто тысяч дирхамов?

Нет.

Ты дашь свой слух за сто тысяч дирхамов?

Нет.

— Ты такой мешок, набитый деньгами! А что не благодаришь Аллаха и жалуешься?»

Иногда мы воспринимаем слух, зрение, руки как само собой разумеющийся дар. Поэтому иногда задаешь вопрос: «Почему вы не благодарите Аллаха?», они говорят: «А за что Его благодарить?» Субханаллах! Поэтому Всевышний сказал в Коране о том, что мало людей благодарят Аллаха, а те, которые благодарят Аллаха, делают это немного:

(23). Скажи: «Он — Тот, Кто вырастил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце. Мало вы благодарите!» (67:23)

Аллах не сказал: «Скажи, Он Тот, Который дал вам дворец и машину»,

А сказал: «Он — Тот, Кто вырастил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце».

Когда умер один из сыновей Исраиля, который всю жизнь провел в поклонении, его привели в Судный День. Всевышний Аллах сказал, что введет его в Рай по Своей Милости. Этот человек возразил, что он хочет войти в Рай по своим делам. Тогда взвесили его зрение и все годы поклонения, и зрение перевесило. Тогда Аллах сказал, что по делам своим он войдет в Ад. Этот человек признался, и просил войти в Рай по Милости Аллаха.

(13). Делают они ему, что он пожелает, из алтарей, изображений, чаш, как цистерны, и котлов прочных. О род Да-вуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но немногие из Моих рабов благодарны! (34:13)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту