Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 1 / Общие вопросы / Нравы — это врожденные, или приобретенные качества?
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Нравы — это врожденные, или приобретенные качества?


Некоторые говорят, что нравы — это врожденные качества. Некоторые ссылаются на понятие «характер». «Что поделаешь, у меня такой грубый характер». Даже с точки зрения психологии, это спорный вопрос. Психология делит качества человека на несколько групп, среди которых есть врожденные качества, и считается, что их невозможно изменить. Ислам признает, что некоторые нравы могут быть врожденными.

Однажды Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует), сказал одному сподвижнику:

У тебя два нрава, которые Аллах Субханаху ва Тагаля любит: это сдержанность (терпеливость) и кроткость (милосердие).

А эти два нрава я приобрел, или Аллах даровал мне их при рождении?

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал:

Их даровал тебе Аллах.

Хвала Аллаху, Который даровал мне такие качества при рождении!

Но в другом изречении пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),говорит о том, что то, чего у тебя не было с рождения, можно приобрести:

— Поистине, знание приобретается с помощью поиска, а кротость — с помощью притворства.

То есть для начала ты притворяешься — учишься быть кротким, если ты будешь продолжать вести себя таким образом, ты станешь кротким. Значит, можно приучить себя к благонравию.

Таким образом, ислам признает, что есть некоторые нравы, которые являются врожденными, но даже они при желании приобретаются.

Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, до ислама отличался своей жестокостью. Он похоронил свою дочь живой, и это было привычным делом для невежественного Аравийского полуострова. Но каким Умар ибн Хаттаб стал после принятия ислама!

«Однажды, когда Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, был халифом (руководителем мусульман) и шел ночью по городу, чтобы посмотреть, как в его городе живут люди, услышал плач детей, исходящий из одного дома. Он приблизился и увидел женщину, которая варила в котле камни, а рядом кричали дети. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, подошел к этой женщине и сказал:

Ты зачем их обманываешь?

А мне нечем кормить их. Я делаю вид, что готовлю суп, пока они не уснут.

А халиф знает о тебе? — спрашивает Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах.

Какой халиф! Разве ему до нас?!

Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, быстро вернулся к себе и велел поднять на его спину мешки с мукой, медом и маслом. Его помощник недоумевая спросил:

Поднять на вас или на себя?

На меня подними. Ты ведь в Судный День не поднимешь мой грех!

И тот человек, который когда-то живьем похоронил свою дочь, став халифом, нес на себе мешки с продуктами бедным людям. Он пришел к той женщине, сам замесил тесто и сказал своему помощнику:

— Я не уйду отсюда, пока не увижу, что дети, которые до этого плакали, смеются.

Женщина сказала:

— Как было бы хорошо, если бы ты был халифом, а не тот Умар, который ничего о нас не знает.

На это Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, ответил, что утром ей следует прийти к халифу и взять то, что ей полагается.

На следующий день эта женщина пришла к халифу и поняла, что это тот мужчина, который приготовил ей тесто. Она испугалась, но Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил, сколько ей нужно дать, чтобы она его простила. После этого он дал ей положенную сумму, и она ушла».

Таким мягким и чутким стало сердце Умара ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, после принятия ислама.

Есть еще одна интересная история, связанная с личностью Умара ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Когда в мусульманском халифате начался голод, и люди приезжали в Медину за материальной помощью. Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, бывший тогда халифом, для того, чтобы большему количеству людей оказать помощь, издал такой указ: «Ребенок, который кормится грудью, не получит свою долю материальной помощи (потому что он кормится грудью), а тем, у кого дети взрослые, достанется за счет этого больше.» И однажды из Шама приехала группа людей. Ночью, обходя караван, халиф услышал крик одного младенца. Он обратился к его матери с просьбой успокоить ребенка, чтобы он не мешал путникам спать. Отходя, Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, опять услышал крик ребенка и снова сделал женщине замечание, на что она сказала:

— А как мне его успокоить?! Я отлучила его от груди, чтобы Умар ибн Хаттаб, дал мне за него помощь.

Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал, обращаясь к самому себе:

— Сколько детей ты лишил материнского молока!

И он поспешил отменить этот указ. Сподвижники рассказывали, что когда Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, читал утренний намаз в этот день, он настолько сильно плакал, что никто не понял, какую суру он читал. Он так переживал, что матери из-за него отлучали своих детей от груди, хотя он не присваивал государственное имущество, а хотел лучшим образом распределить деньги среди мусульман.

Умар ибн Хаттаб был грубейшим мужчиной до ислама, но каким мягким он стал! Однажды он прочитал один аят и упал в обморок от страха ужасов Судного Дня.

Когда Умар ибн Хаттаб был халифом и один человек пришел жаловаться на то, что его жена повышает на него голос, он подошел к дому Умара ибн Хаттаба, а оттуда доносился крик его жены, этот человек развернулся. Умар заметил это и спросил:

— Ты зачем приходил?

Я пришел жаловаться на жену, и заметил, что у тебя та¬кая же проблема.

Она воспитывает моих детей, стирает мою одежду, кормит меня, и ты хочешь, чтобы я не терпел, когда она немного повышает голос?

Нравы бывают врожденными и приобретенными, и то, что ты не получил при рождении, ты можешь приобрести.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту