Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 1 / Общие вопросы / Важность благонравия
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Важность благонравия


К сожалению, некоторые мусульмане любят делить религию на важные и неважные вопросы, якобы, для них самое главное и важное — это акыда (вероубеждение), а нравственность не имеет принципиально важного значения. Для других более важно быть идеологически развитым мусульманином, разбираться в политике и т.д.

На важность благонравия указывают:

1) Конечно, вероубеждение — это фундамент нашей религии, без которого нельзя её строить, но вероубеждение и нравственность тесно связаны, так как истинная вера не должна остаться в душе, а должна влиять на поведение и нравственность человека. И на эту связь указывают следующие изречения:

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, говорит благое или хранит молчание».

Мухаммад ,(да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Самая совершенная вера (акыда) у того мусульманина, у которого самый совершенный нрав». В этом же изречении Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),продолжает: «И наилучшие из вас — это те, кто наилучшим образом относятся к своим женам».

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал:

— Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует!

Его спросили:

— Кто, о посланник Аллаха? Он сказал:

— Тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла.

Значит, наши нравы — это зеркало нашей веры, и если вера — это фундамент, а нравы — это стены, то по трещинам стен мы можем узнать о слабости фундамента. Другими словами, если наши нравы не на должном уровне, мы должны, в первую очередь, искать причину этого в нашей вере. И хочется сказать, что сподвижники пророка,(да благославит его Аллах и да приветствует), не делили религию на важные и неважные вопросы и всему уделяли должное внимание, так как нам повелено принимать религию полностью, подобно тому как для того, чтобы построить хороший дом, нужен не только фундамент, и для того, чтобы сделать хорошую дверь, нужно не только дерево.

2) Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),уделял большое внимание вопросу нравов. Даже есть такие изречения, ссылаясь на которые можно считать, что благонравие занимает одну из главных частей нашей религии.

В одном изречении пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),говорит: «Религия — это благонравие». В другом изречении посланник,(да благославит его Аллах и да приветствует),сделал благонравие одной из главных миссий своего пророчества.

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Я был послан для усовершенствования великих нравов». Пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),послан, чтобы показать, как мусульманин должен себя вести в нравственном отношении.

3) Во многих изречениях говорится о том, что благонравие — это источник самых больших вознаграждений:

• Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Нет ничего тяжелее на весах (в Судный День), чем благонравие». Самое тяжелое дело на чаше вознаграждения — это великий нрав. Там же: «И поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова».

• В другом изречении Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),подчеркивает: «Поистине, верующий достигает из-за благонравия уровня молящегося и постящегося». Речь не идет о том, что благонравие превосходит пятикратную молитву и обязательный пост в Рамазане или заменяет их. Здесь имеется в виду дополнительные молитвы и пост вне Рамазана. Благонравие дает такой уровень, которого достиг тот, кто много читает желательные молитвы и много держит желательный пост.

• Когда Мухаммаду,(да благославит его Аллах и да приветствует), задали вопрос: «Из-за чего люди больше всего попадают в Рай?» Он сказал: «Из-за двух: из-за богобоязненности и благонравия». И его спросили: «Из-за чего люди больше всего попадают в Ад?» Он ответил: «Из-за двух: из-за языка и из-за половых органов».

• Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Поистине, наилюбимые из вас для меня и наиблизкие ко мне в Судный День — это те, у которых наилучший нрав». Разве мы не хотим быть близкими пророку и быть самыми любимыми для него?! «И самые далекие и самые ненавистные мне — это пустословящие и высокомерящие под предлогом знания (он ничего не знает, но пускает пыль в глаза и любит унижать окружающих, демонстрируя их незнание)».

• Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Я ручаюсь за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди Рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах Рая для благонравного». В Судный День благонравным человек придет к Мухаммаду,(да благославит его Аллах и да приветствует),и скажет: «Где мой дом?» Пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),— страховщик этого дома, он гарантирует дом на вершине Рая для того, кто благонравен.

И даже благочестие было определено именно через благонравие. А благочестие — это все, что является хорошим.

Однажды к Мухаммаду,(да благославит его Аллах и да приветствует), пришел один сподвижник. Еще до того, как этот сподвижник задал вопрос, Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал:

Ты пришел спросить меня о благочестии?

Да, о посланник Аллаха.

Благочестие — это благонравие. Мерзость — это то, что кипит у тебя в груди, и ты не желаешь, чтобы люди узнали о нем.

Это человеческое естество, с которым он создан. Аллах Субханаху ва Тагаля создал нас чистыми. И эта чистота колет его, когда он хочет сделать что-то плохое. Если ты смотришь по сторонам: не видит ли тебя кто-то и сердце бьется — знай, что ты делаешь плохое.

4) Одна из целей религиозных обрядов — улучшение нрава.

• Молитва.

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(45). Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы совершаете. (29:45)

Не может быть, чтобы ты выполнял пятикратную молитву и оставался грубым, или продолжал сквернословить. Если молитва не влияет на тебя, то проверь, что ты делаешь: молишься или занимаешься гимнастикой.

• Закят.

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(103). Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий. (9:103)

От чего очиститься? От жадности, от зависти.

• Пост.

(183). О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! (2:183)

Пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».

• Хадж.

(197). Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (2:197)

И когда мы видим, что одна из главных целей религиозных обрядов — привести нас к благонравию, то становится очевидным, что благонравие — одна из великих задач ислама.

5) Когда у нас нет благонравия, мы ставим наше поклонение под риск потери вознаграждения за него.

Вознаграждение за другие благие деяния также может потеряться, если нет благонравия.

(Однажды) посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует), спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда (пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!»

Однажды сподвижники рассказали, что одна женщина много постится и читает дополнительные молитвы, но она вредит своим соседям.

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал:

— Она в Аду.

— А другая женщина читает только пятикратный намаз и постится только в Рамазан, но она не причиняет зла соседу.

— Она в Раю.

6) Аллах Субханаху ва Тагаля по всему Корану хвалил Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует),из-за его благонравия.

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(4). и, поистине, ты — великого нрава. (68:4)

Айше, да будет доволен ею Аллах, задали вопрос, что имеется в виду в этом аяте («и, поистине, ты — великого нрава»). Какой нрав имел Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),Айша ответила: «Его нравом был Коран». И, таким образом, получается, что Коран — это Книга великих нравов.

7) Во многих аятах Корана говорится о нравах.

• Нравы верующих (что подчеркивает связь веры с нравами):

(1). Счастливы верующие, (2). которые в своих молитвах смиренны, (3). которые уклоняются от пустословия, (4). которые выплачивают закят, (5). которые оберегают свои половые органы, (6). кроме как от своих жен и того, чем овладела десница их, — ведь они не встретят упрека,

(7). а кто устремится за это, те уже нарушители, (8). которые соблюдают свои доверенности и договоры,

(9). которые соблюдают свои молитвы, — (10). это они наследники,

(11). которые наследуют Рай, они в нем пребудут вечно.

(23:1—11)

• В другой суре описаны нравы читающих намаз, что подчеркивает связь намаза с нравами:

(19). Воистину, человек создан нетерпеливым, (20). беспокойным, когда его касается беда, (21). и скупым, когда его касается добро. (22). Это не относится к молящимся, (23). которые регулярно совершают свой намаз,

(24). которые выделяют известную долю своего имущества

(25). для просящих и обездоленных, (26). которые веруют в День Воздаяния, (27). которые трепещут перед мучениями от своего Господа,

(28). ведь мучения от их Господа небезопасны, (29). которые оберегают свои половые органы от всех, (30). кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания,

(31). тогда как желающие сверх этого являются преступниками;

(32). которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры,

(33). которые стойки в своих свидетельствах

(34). и которые оберегают свой намаз.

(35). Им будет оказано почтение в Райских садах.

(70:19—35)

• В другой суре описаны качества рабов Милосердного:

(63). А рабы Милосердного те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир!»

(64). И те, которые проводят ночи пред своим Господом, поклоняясь и стоя.

(65). И те, которые говорят: «Господи наш, отврати от нас наказание геенны! Ведь наказание ею — бедствие!

(66). Поистине, она плоха как пребывание и место!»

(67). И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны.

(68). И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто поступает таким образом, тот встретит воздаяние.

(69). Удвоено будет ему наказание в День Воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным,

(70). кроме тех, кто обратился и уверовал и совершил дело доброе, — этим Аллах заменит их злые деяния благими; поистине, Аллах Прощающ, Милосерд!

(71). А кто обратился и совершил благое, то, поистине, он обращается к Аллаху с верным обращением.

(72). И те, которые не свидетельствуют криво, а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством.

(73). И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним.

(74). И те, которые говорят: «Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!»

(75). Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что терпели, и встречены будут в нем приветом и миром, —

(76). вечно пребывая там. Прекрасно это как пребывание и место!

(77). Скажи: «Аллах не озаботился бы о вас, если бы не ваше воззвание. Вы ведь объявили ложью, и теперь будет это для вас неизбежно». (25:63—77)

• В следующих аятах Аллах Субханаху ва Тагаля говорит о хорошем отношении к родителям, родственникам, детям, окружающим:

(23). И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — уф! и не кричи на них, а говори им слово благородное.

(24). И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из Милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким».

(25). Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если вы добродеющи.

И поистине, Он к обращающимся Прощающ!

(26). И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, —

(27). ведь расточители — братья шайтана, а шайтан своему Господу неблагодарен.

(28). А если ты отвратишься от них, ища милости от твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово легкое.

(29). И не делай твою руку привязанной к шее и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким.

(30). Поистине, Господь твой простирает удел, кому Он желает, и распределяет. Поистине, Он о Своих рабах Знающ и Видящ!

(31). И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — Великий грех!

(32). И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога!

(33). И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь.

(34). И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и исполняйте верно договоры, ведь о договоре спросят.

(35). И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами. Это — лучше и прекраснее по результатам.

(36). И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце — все они будут об этом спрошены.

(37). И не ходи по земле горделиво: ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!

(38). Зло всего этого у Господа твоего отвратительно.

(39). Это — то, что внушил тебе Господь из мудрости, и не предавай вместе с Аллахом другого божества, а то будешь ввергнут в геенну порицаемым, презренным! (17:23—39)

Также о нравах мусульман говорит сура «Комнаты» (№49).

И в Коране очень много аятов, перечисляющих нравы мусульман. И Аллах Субханаху ва Тагаля всегда связывает поклонение и веру с нравственностью, потому что нельзя их отделить друг от друга.

Я хочу привести один аят, в котором вера, поклонение и нравственность связаны и отнесены к одним людям:

(177). Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (освобождение) рабов, и выстаивал молитву, и выплачивал закят, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные. (2:177)

Первый компонент благочестия — это вера (в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в Писание, и в пророков). Другие два — это поклонение и нравственность.

8) Некоторые спрашивают: почему в Коране резкие переходы: от рассказа к намазу, от намаза к нраву и т.д. И кто-то даже обвиняет Коран в отсутствии структурности. В Коране нет такой структуры, какую хотели бы эти люди: введение, оглавление, глава нравов, глава веры, потому что, если бы было такое, то каждый бы по своим страстям выбирал, что ему читать. Аллах, словно, говорит: «Чего ты хочешь? Ислама?! Ислам — это все: вера, истории, нравоописание, поклонение. Весь твой день устроен так — все взаимосвязано. И в этом великая мудрость.»

Представьте, глава разводов. Один не хочет читать об этом, но ему интересно прочитать о сынах Исраиля, и он выбирает только то, что хочет и живет согласно этому. А Коран заставляет нас читать все. Ислам — это не только рассказы и не только поклонение, он всеобъемлющ.

9) Нельзя игнорировать роль великих нравов в призыве людей к исламу, т.к первое, на что обращают внимание люди, это не вероисповедание или религиозные обряды, а именно твое отношение к ним и твое поведение.

И это хорошо видно в истории Юсуфа, мир и милость ему от Аллаха, когда посадили его в темницу, и вместе с ним сидели двое юношей. Что подтолкнуло юношей обратиться к Юсуфу, мир и милость ему от Аллаха, с просьбой разъяснить их сны? Именно его поведение по отношению к ним и его нрав.

(36). И вошли вместе с ним в темницу двое юношей. Один из них сказал: «Вот, вижу я себя, как я выжимаю вино», и сказал другой: «Вот, вижу я себя, как я несу на голове хлеб, который едят птицы... Сообщи нам толкование

этого. Поведай нам толкование этого, ибо мы считаем тебя одним из праведников». (12:36)

Так же и мы сегодня, особенно, когда идет мощная информационная борьба, создающая пугающее впечатление об исламе (исламофобия), должны снимать этот страх своим поведением с людьми и своим благонравием.

История доказывает, что посредством великих нравов ислам распространился во многих странах мира, таких как страны Африки и Азии (в частности, в Китае), куда ездили не войска, а торговцы-мусульмане, которые своими нравами привлекли внимание местных жителей к исламу и в результате многие жители этих стран приняли ислам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту