ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Смиренность. Значение и разновидности


Ат-тавадуг — смиренность, от глагола «вадага» — положил ниже себя, этот же глагол используется при обозначении родов женщины.

Ранее мы говорили, что существует такое мнение, что нравы являются врожденными качествами. Что касается тава-дуг (смиренность) — это стопроцентно приобретенный нрав. И здесь никто не имеет права говорить: «Я родился несмиренным», потому что никто не рождается смиренным.

Джахль — невежество, от него произошло слово «таджа-хуль» — когда ты знаешь, но притворяешься незнающим.

Тоже самое с тавадуг. Если вадага — опускать, то тавадуг — это притворяться, делая усилие, чтобы выглядеть «опущенным», т.е. смиренным человеком. Человек сам старается быть смиренным.

С точки зрения религии, есть несколько определений та вадуг.

1) Тавадуг — проявление унижения перед тем, кого ты хочешь возвеличить. Это определение тавадуг по отношению к Аллаху Субханаху ва Тагаля.

Мы не можем возвеличить Аллаха без унижения себя. Не может быть, что возвеличиваешь Аллаха и одновременно задираешь нос.

2) Аль-Хасан Аль-Басри сказал: «Тавадуг — это когда ты выходишь из своего дома и при встрече с каждым мусульманином ты чувствуешь, что он оказал тебе определенное благо и ты ему должен». И не наоборот, некоторые думают, что без них никто жить не сможет.

Ты вышел из дома и встретил любого мусульманина: богатого, бедного, ученый, неграмотный — ты смотришь на него так, словно он дал тебе что-то и ты ему должен. И если у тебя есть такое чувство, значит, ты смиренный человек. И это определение говорит о смиренности по отношению к мусульманам.

3) Габдулла ибн Мубарак дает удивительное определение тавадуг, говоря о смиренности по отношению к благам Аллаха: «Вершина смиренности — это когда при встрече с человеком, имеющим меньше достатка, чем ты, ты даешь ему знать, что ты и он на одном уровне, и даже что ты ниже него».

Это не оттого, чтобы он не просил у тебя помощь.

Однажды ребята из одной деревни, которые хотели организовать занятия в мечети, пошли к очень богатому человеку, которому принадлежат заводы в Канаде, а во Франции есть улица, носящая его имя. Он выслушал их просьбы и сказал:

— Вы знаете, я сейчас нахожусь в очень тяжелом материальном положении.

Один из мусульман не выдержал:

— Не волнуйся, завтра на пятничном намазе я скажу, что вам нужны деньги, чтобы мусульмане помогли деньгами.

Значит, тавадуг — это когда ты показываешь, что ты ниже по уровню своего брата-мусульманина, чтобы не обидеть его, а не чтобы ему не помочь.

Определение Габдуллы ибн Мубарак продолжается: «И когда ты встретишься с человеком выше тебя по материальному достатку, ты показываешь ему, что ты выше него, для того, чтобы он знал, что не мирской жизнью люди поднимаются».

Ты не унижаешь себя. Если ты не жалуешься перед тем, кто богаче тебя, это будет смиренностью. «Ты такой большой, а я маленький, ты значимый, а я никто, потому что у тебя деньги, а у меня нет денег». Нет, наоборот, ты даешь знать этому человеку, что не деньги поднимают человека. И как ты это покажешь ему? Не унижая себя.

Однажды один ученый был около Каабы, и один халиф сказал ему:

— Проси у меня что хочешь. Учёный ответил:

— Мне стыдно у тебя просить, когда я нахожусь около Каабы, и я ближе к Аллаху, чем к тебе.

Когда они вышли из мечети, халиф повторил:

Давай, сейчас проси, что хочешь.

Если бы я хотел что-то от этой жизни, я бы просил Его (Аллаха), когда был там (около Каабы). (Того, чего я не просил у Аллаха, я не стану просить у тебя).

Халиф настаивал:

Проси, что тебе надо.

Мне нужна защита от Ада и гарантия, что войду в Рай.

Я не могу тебе это дать.

Тогда я не нуждаюсь в том, что ты мне сможешь дать.

Это и есть тавадуг (смиренность). Это смиренность по отношению к благам Аллаха. Ты даешь знать человеку, что даже если у тебя есть небольшое благо, ты ведешь себя перед этим благом смиренно, уважаешь кусок хлеба, который есть у тебя и считаешь себя из-за этого очень богатым.

4) Аль-Фудайл Ибн Гыяд дал другое определение тавадуг. Как понять тавадуг по отношению к истине? Смиренный человек — это человек, который подчиняется истине и следует за ней и готов ее принимать независимо от кого, даже если он услышал ее от одного мальчика или невежды.

Ты должен быть на стороне истины, независимо от того, от кого исходит эта истина.

К сожалению, некоторые мусульмане слышат истину от какого-нибудь хазрата или учёного и им не хочется это делать, и они оправдывают себя словами:

— Посмотрите, что делает этот хазрат! Посмотрите на его жену (сына) и т.д.

Конечно, если человек призывает к одобряемому, в первую очередь, должен сам соблюдать то, о чем говорит, но если ты слышишь истину от него, бери ее, если ты смиренный человек в отношении истины.

В одном случае Давуд, мир ему, учился у своего сына Сулеймана, мир ему, мудрости в отношении суда людей.

(78). Помяни также Давуда (Давида) и Сулеймана (Соломона), которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда.

(79). Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом (Давидом). Мы это сделали.(21:78–79) Из этих определений мы получаем три основных вида смиренности:

1) Смиренность по отношению к Аллаху, Его пророку и истине, которой является религия. К сожалению, когда мы говорим о нравственности, люди думают только о поведении между собой. И смиренность в первую очередь выражается по отношению к Аллаху, Его пророку и религии. И это означает полное подчинение. Мы должны уничтожать своё «Я» перед Аллахом, Его пророком и исламом. Аллах сказал : «Нет места мыслям «я думаю, мне кажется». Аллах сказал, и точка.

(36). Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. Акто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явноезаблуждение. (33:36)

Наигрубейшей ошибкой является приход к определенному мнению, после чего начинается поиск аятов и изречений для поддержки этого мнения , так как нам следовало бы строить мнение на основании Корана и изречений пророка, (да благославит его Аллах и да приветствует), а не опередить их своим мнением.

(1). О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — Слышащий, Знающий. (49:1)

И сподвижники Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует), были смиренны. Пророк, (да благославит его Аллах и да приветствует),задает вопрос, сподвижники отвечают:

Аллах и его посланник лучше знают. они не отвечают, пока Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),не переспра-

Однажды пророк, (да благославит его Аллах и да приветствует),спросил.

— Что это за день?

Сподвижники промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал:

— Разве это не день жертвоприношения? Они сказали: «Да».

Затем он спросил:

— А что это за месяц?

Сподвижники снова промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал:

— Разве это не зу-ль-хиджжа? Они сказали: «Да».

В какой мечети мы? Опять молчание.

Разве это не Запретная мечеть?

Да, это Запретная мечеть. Тогда он сказал:

— Поистине, взаимоотношения между вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце, в этом вашем городе!

Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого.

Ведь понятно, какой месяц и день, но сподвижники не торопятся говорить. Полная смиренность перед Аллахом и перед Мухаммадом, (да благославит его Аллах и да приветствует).

2) Смиренность по отношению к благам Аллаха. Аллах

Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),дал тебе благо, ты должен его уважать. Раз Аллах дал тебе это благо, без него ты никто.

научил нас, как поступать с остатками

еды. Некоторые считают некультурным, если кто-то протирает куском хлеба остатки пищи в тарелке:

— Тебя что, месяц не кормили?

Даже в Ливане есть «культура» не допивать сок, оставляя немного сока на дне стакана, чтобы показать свою состоятельность. Это неуважение к благам Аллаха.

— Это куда выкинуть?

Должна быть смиренность перед благами Аллаха Субха-наху ва Тагаля, вне зависимости от того, сколько ты имеешь.

К этому виду смиренности так же относятся отсутствие высокомерия при богатстве и отсутствие жалобы при бедности. Как было сказано выше, перед богатым ты не жалуешься на свою бедность, а перед бедным ты не гордишься своим богатством.

3) Смиренность по отношению к людям, и в частности, к мусульманам. Это выражается в том, что ты не проявляешь высокомерия, не унижаешь, не обижаешь людей, отдаешь им то, что причитается им по праву и выглядишь перед ними достойно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту