ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Справедливость в трудных моментах


Конечно, легко быть справедливым, когда ты прав или когда ты ничего не теряешь из-за установления справедливости. В данной ситуации все хотят быть справедливыми.

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал о людях, которые прибегают к решению Аллаха и его пророка, (да благославит его Аллах и да приветствует), только тогда, когда считают, что это им выгодно:

(46). Мы низвели знамения ясные, и Аллах ведет, кого хочет, к прямой дороге.

(47). Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в посланника и повинуемся!» Потом часть из них после этого отворачивается, и эти — не верующие.

(48). И когда их призовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил между ними, — вот часть из них отвращается.

(49). А если бы у них была истина, то они пришли бы к Нему с покорностью.

(50). Разве в сердцах их болезнь, или они впали в сомнение, или боятся, что Аллах и Его посланник утеснят их? Нет! Они сами несправедливы!

(51). Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил их, — то, что они говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Эти — счастливы.

(52). И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, эти — получившие успех. (24:46— 52)

Значит, верующий всегда прибегает к решению Аллаха и Его пророка, (да благославит его Аллах и да приветствует), даже если оно будет не на его стороне. И поэтому истинная справедливость проявляется именно в таких тяжелых моментах:

1) Когда не прав наш близкий человек или мы сами. В этот момент трудно быть справедливым, потому что речь идет о наказании своего очень близкого человека. Если ты будешь справедлив, то будет наказан твой сын, отец или брат и т.д

(152). Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы помяните назидание. (6:152)

(135). О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),

(4:135)

сказал: «Если вы судите, то судите по

справедливости».

2) Справедливость в отношении врага. Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(8). О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. (5:8)

(2). И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.(5:2)

Этот аят был послан относительно жителей Мекки, которые выгнали Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), Они не позволили пророку, (да благославит его Аллах и да приветствует), и его сподвижникам войти в Мекку, для совершения умры (малый хадж), хотя в то время это было правом любого араба. Но все равно Всевышний запретил несправедливость по отношению к мекканцам.

3) Справедливость в отношении представителя другой религии.

Например, мусульманин имеет дело с одним христианином, или иудеем. Или какой-то мусульманин поступил несправедливо с человеком другой религии, а ты их судишь. Как нужно поступить в такой ситуации? Только справедливо.

Аллах Субханаху ва Тагаля в Коране говорил своему пророку, (да благославит его Аллах и да приветствует),

(42). Они постоянно слушают ложь, пожирают запретное. Если они придут к тебе, то рассуди между ними или отвернись от них. А если отвернешься от них, то они ни в чем не повредят тебе. А если станешь судить, то суди их по справедливости: поистине, Аллах любит справедливых! (5:42)

Аллах посвятил несколько аятов следующему событию. Один мусульманин украл щит у другого, и для того, чтобы обвинить в этом одного еврея, он положил этот щит в мешок муки и бросил этот мешок во двор этого еврея. Потом начали искать этот щит и нашли его у еврея, по следам от муки. Услышав об этом, любой судья скажет, что однозначно еврей украл. И Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), хотел наказать еврея, тем более, что родственники своровавшего были известными людьми и они обратились к пророку, (да благославит его Аллах и да приветствует), чтобы он решил в пользу их родственника, желая избежать позора для семьи.

А евреи относились не слишком честно к мусульманам. И в этой ситуации можно было легко доказать вину еврея, никто не знает истину, кроме Аллаха, и Всевышний посылает аяты для оправдания этого еврея.

(105). Мы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся

(106). и проси у Аллаха прощения: ведь Аллах — Прощающий, Милостивый!

(107). И не препирайся за тех, которые обманывают друг друга. Поистине, Аллах не любит тех, кто изменник, грешник!

(108). Они скрываются от людей, но не скрываются от Аллаха. Он — с ними, когда ночью они замышляют неугодные Ему речи: ведь Аллах объемлет то, что они делают!

(109). Вот, вы препираетесь за них в ближайшей жизни, а кто будет препираться с Аллахом за них в День Воскресения? Или кто будет за них поручителем?

(110). И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха Прощающим, Милостивым.

(111). А кто приобретет грех, тот приобретет его против самого себя: поистине, Аллах — Знающий, Мудрый!

(112). А кто приобретет поступок или грех, потом обвинит в нем невинного, тот берет на себя ложь и явный грех.

(113). И если бы не Щедрость Аллаха к тебе и не Милость Его, то партия из них думала бы сбить тебя с пути. Но сбивают они с пути только самих себя и ни в чем не вредят тебе: ведь Аллах ниспослал тебе Писание и Мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Щедрость Аллаха к тебе была велика! (4:105—113)

И Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), решил в пользу еврея. И сказал: «Клянусь Аллахом, если Фатима, дочь Мухаммада, украдет, я отсеку ей руку».

Справедливость к мирным людям, принадлежащим к другой религии, подчеркивается и в другом аяте:

(8). Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. (60:8)

Посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует), говорил о тех из людей Писания, которые мирно живут с мусульманами:

• «В Судный День я буду против того, кто несправедливо

отнесся к мугахиду (немусульманин, с которым был подписан мирный договор), что-то взял у него или обязал его сделать то, что ему не по силам, или что-то взял у него насильно».

• «Тот, который убил одного мугахида, не почувствует запаха Рая».

И поэтому кровь, имущество, честь, религия, разум, дети любого человека должны быть неприкосновенны и нужно быть всегда справедливым, не обращая внимание на чьей стороне правда.

К Умару ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приехал один копт из Египта, жаловался на сына Гамра бин Гаса (великого сподвижника, который открыл Египет, освободил его от римлян и стал его правителем). Так как его сын обидел этого копта (христианина), который нечаянно наступил на его платье, и тот в ответ ударил его и сказал: «Как ты смеешь наступать на мое платье, ведь я сын уважаемых?!»

Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, тут же вызвал и отца и сына, и его первые слова были следующие:

— Кто вам дал право делать людей рабами в то время, как Аллах их создал свободными?!

Он дал свою палку с бугорком этому копту и сказал:

Бей сына уважаемых! А потом сказал:

Бей его отца за плохое воспитание.

К халифу пришел простой копт, просьбу которого можно было игнорировать. Но здесь речь идет о суде по справедливости.

Так же всем известна история Али, да будет доволен им Аллах, когда во время его правления один еврей украл его щит, по поводу чего он обратился в суд. Но поскольку он не имел свидетелей и не мог доказать, что это его щит, судья присудил щит еврею. Увидев, что на решение судьи не повлияло, как он ожидал, то, что Али, да будет доволен им Аллах, являлся не только мусульманином, но и главой мусульман, еврей принял ислам.

И очевидно, что общество, в котором господствует справедливость, будет процветать.

4) Когда решение судьи в твою пользу, но ты знаешь, что судья не прав.

Конечно, работа судей очень ответственна, и на это указал Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),: «Судьи бывают трех видов: один окажет-

ся в Раю, а двое других — в огне. Что касается того, кто окажется

в Раю, это тот судья, который знал истину и судил по ней. Что касается тех, кто окажется в огне, то, это — судья, который знал истину, но не судил по ней, и судья, который не знал истину и судил по незнанию».

Однажды посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует), услышал шум (спор) у двери.

Но все-таки, судья может не по своей вине ошибиться, и тогда решение за тобой.

рей своей комнаты, вышел к (спорившим) и сказал:

— Поистине, я — только человек, а люди приходят ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако, если я по ошибке решу отдать ему то, что по праву принадлежит другому мусульманину, это будет не чем иным, как частью пламени ада, так пусть он сам возьмет это или откажется от него.

Один оправдывается:

— Ведь суд так решил...

Но ведь ты прекрасно знаешь, что ты не прав.

Один человек купил участок у другого. Когда он стал выкапывать землю, нашел сокровища, золото.

Современный человек обрадуется: я купил землю, что в ней — то мое! И в определенной степени, это правда. Но этот человек от своей богобоязненности посчитал, что он не имеет права на эти сокровища: он купил землю, а не купил сокровища. Он пошел к человеку, у которого купил землю и сказал:

— Возьми, я нашел у тебя эти сокровища.

— А зачем ты принес мне это? Ты купил землю, и все, что в ней — твое.

— Нет, я купил землю, но не купил сокровища.

Эти двое начали спорить, и ни один из них не уступал другому. Из-за чего спорили эти двое? Из-за того, что каждый пытается отдать золото другому и не хочет взять его себе. Они пошли к судье. Судья спросил:

У вас есть дети?

У меня есть сын.

У меня есть дочь.

— Пожените их на это золото, и расходуйте на себя и отдавайте садака (милостыню).

5) Быть справедливым по отношению к мусульманину, который не согласен с тобой во мнении.

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал, что мы должны примирять мусульман между собой по справедливости.

(9). И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! (49:9)

Здесь речь идет о разногласии между мусульманами. Сегодня среди мусульман мы видим много течений. Но это не должно стать поводом для того, чтобы относиться к кому-то несправедливо. Нужно относиться справедливо даже к своему врагу или человеку другой религии, а что тогда относительно мусульманина?! К сожалению, мы суровы в отношениях друг с другом. Когда речь идет о немусульманах, мы говорим о мудрости, призываем к легкости, хорошему тону, а как только зашел мусульманин, с которым я не согласен, я веду себя так, словно зашел шайтан. Он с тобой не согласен, но он мусульманин.

Ибн Таймийя сказал: «Мы во многом не согласны с суфиями (в его время было бурное искажение суфизма, и суфизм был очень широко распространен), но дай Аллах, чтобы многие из их хороших деяний возместили дурные!»

Ибн Таймийя сказал: «И мое сердце всегда готово поместить того, с кем я не согласен, даже если он станет преступать границы по отношению ко мне и станет меня обвинять, что я кяфир (неверующий) или фасик (распутник), и станет ложно мне что-то приписывать, все равно я не стану преступать границ Аллаха по отношению к нему. И если я что-то скажу, я всегда взвешиваю свои поступки весами справедливости и ставлю своим руководством Книгу Аллаха, которая является прямым путем для всех людей».

Если ты несогласен в чем-то с мусульманином, это еще не значит, что ты имеешь право покушаться на его честь, имущество и т.д. Даже в разговоре нужно вести дискуссию в рамках уважения.

И Абу Ханифа сказал очень красивые слова: «О Аллах, если кто-то не нашел нам место в своем сердце, то наше сердце широкое для всех».

Во время Али, да будет доволен им Аллах, были харид-житы, которые не были согласны, чтобы он мирным путем разрешил конфликт с Мугавией. И хариджиты обвинили Али, да будет доволен им Аллах, в куфре (неверии) и объявили его кровь разрешенной.

Подошли люди к Али, да будет доволен им Аллах, спросили:

Являются ли хариджиты неверными? Али, да будет доволен им Аллах, ответил:

Они убежали от неверия.

А являются ли они лицемерами?

Лицемеры встают на намаз лениво, а они ночами читают намаз.

— А кто тогда они?

— Это наши братья, которые поступили несправедливо по отношению к нам.

6) Тяжело быть справедливым между женами. И Всевышний Аллах первым и главным условием многоженства поставил справедливость:

(3). Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). (4:3)

Аллах Субханаху ва Тагаля указал на то, что между женами справедливость в любви почти невозможна.

(129). Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. (4:129)

Аллах Тагаля говорит, что мы никогда не сможем быть справедливыми в любви, вы обязательно полюбите кого-то из них больше. Вы не отвечаете за несправедливость в любви, но пусть это не приведет к тому, что одна из жен в «подвешанном состоянии» между небом и землей: вроде, это ее муж, но она не видит блага от него.

Когда Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), делил ночи между своими женами, он сказал: «О Аллах, это то, что я могу, прости же меня за то, что я не могу». Имеется в виду, быть справедливым в любви.

Посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует), любил больше всех из своих жен Ха'диджу, а после ее смерти Айшу, да будет доволен ими Аллах. Но это не привело его к несправедливости между женами.

И жены Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), тоже ревновали. Однажды был день Айши. И одна жена послала им гостинцы. Айша, да будет доволен ею Аллах, восприняла это за номер: «Неужели она хочет показать, что я не кормлю Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), а только она кормит?» И когда мальчик пришел с посудой еды, Айша, да будет доволен ею Аллах, бросила ее. Посуда разбилась. Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует), начал собирать посуду и ел именно еду, в которую

попали осколки. И сказал:

отреагировал очень мудро.

— Вот, ваша мать ревнует. Посланник,(да благославит его Аллах и да приветствует), отреа:

Дай Аллах, чтобы наши братья, имеющие нескольких жен, были такими же мудрыми.

Альхамду лиллях, некоторые братья пытаются возродить многоженство.

Но если мы хотим внести в свое общество то, что не является привычным для него, нужно делать это очень осторожно и мудро. Если мы, мусульмане, неправильно относимся к многоженству, то не надо критиковать людей за плохое отношение к этому. Некоторые ребята, не учитывая своих сил, женятся повторно, а потом оказываются в трудном положении и идут на развод. Не нужно позорить многоженство своей несправедливостью.

7) Также нелегко быть справедливым со своими детьми. Я думаю, что родители это знают: все равно кого-то любишь больше, или первого, или последнего, или умного, или послушного. На вопрос «Кого среди своих детей ты любишь больше?» одна мать ответила: «Младшего, пока не повзрослеет, и больного, пока не выздоровит, и уехавшего, пока не вернется.

 Один раз Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),сидел со своими сподвижниками. И к одному из них пришел его маленький сын. Этот сподвижник поцеловал его и посадил на свою ногу. Через какое-то время прибежала дочь этого сподвижника, он ее поцеловал и посадил рядом (на землю). 

Пророк, (да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Будь справедлив! Его посадил на ногу, а ее на землю». Ты можешь любить кого-то больше, но это не означает, что ты, как родитель, имеешь право быть несправедливым по отношению к другим.

Однажды один отец хотел дать что-то из имущества одному из своих сыновей. И сын сказал:

хочу, чтобы свидетелем этого был пророк, (да благославит его Аллах и да приветствует),. Позвали Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), Первый вопрос посланника, (да благославит его Аллах и да приветствует), был:

А ты другим детям дал то же?

Нет.

Тогда я не стану свидетельствовать. Будьте справедливыми между своими детьми! Бойтесь Аллаха и будьте справедливы!

Такие ошибки сегодня часто повторяются, кому-то родители помогают больше и эта несправедливость между детьми приводит к возникновению ссор и ненависти между ними, даже когда дети вырастают. Тот, который притеснен, чувствует несправедливое отношение к себе, и держит злобу на другого. И такие конфликты обостряются смертью родителей, когда речь пойдет о делении наследства.

Ягкуб, мир ему, любил Юсуфа больше (хотя он был справедлив ко всем), но все равно братья захотели избавиться от Юсуфа и бросили его в колодец.

(7). Были в Йусуфе и его братьях знамения для вопрошающих.

(8). Вот сказали они: «Конечно, Йусуф и брат его милее нашему отцу, чем мы, а ведь мы — сборище. Поистине, отец наш в явном заблуждении!»

(9). «Убейте Йусуфа или забросьте его в далекую страну; тогда обратится к вам лицо вашего отца, и будете вы после этого людьми праведными».

(10). Сказал один из них: «Не убивайте Йусуфа, а бросьте его в глубину колодца, — подберет его кто-нибудь из проходящих, если вы это решили сделать». (12:7—10)

8) Тяжело быть справедливым во время гнева, хотя мусульманин должен всегда жить по своим принципам. Если вы помните, когда у нас был разговор о щедрости, мы привели изречение Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), который сказал: «И три спасут тебя; из них: быть справедливым, когда ты доволен и когда ты в гневе» (см. сдержанность во время гнева).

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту