Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 1 / Умение / Умение в отношении с окружающими
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Умение в отношении с окружающими


1) Аллах Субханаху ва Тагаля во многих аятах Корана использовал слово «ихсан», когда говорил об отношениях с людьми:

(77). И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благо¬детельствуй (ахсин — поступай наилучшим образом) как благодетельствует тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!» (28:77)

2) Умение должно быть даже в нашей речи:

(53). И скажи Моим рабам, чтобы они говорили то, что лучше (ахсан); поистине, шайтан вносит между ними раздор, поистине, шайтан для человека — явный враг! (17:53)

Всевышний Аллах велит нам подбирать в разговоре самые лучшие слова. Дурное слово может оставить отпечаток в сердце человека, и он запомнит его.

И нужно подбирать самые лучшие обращения: скажи «брат», чем говорить «мунафик» (лицемер), «фасик» (грешник).

И лучше, в случае необходимости, охарактеризовать действие человека, а не критиковать его. Например, если я вижу, что кто-то занимается мошенничеством, я могу сказать: «ты мошенник», и могу сказать: «это — мошенничество». Первое выражение вызывает отвращение у человека ко мне, и вряд ли, я смогу найти с ним общий язык, а второе выражение мягче и не мешает дальнейшему общению и наставлению.

Когда Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),написал письмо правителю персов — огнепоклоннику, считавшему, что в его жилах течет божественная кровь, тирану своего народа, он написал: «От Мухаммада, посланника Аллаха к великому человеку персов». Пророк,(да благославит его Аллах и да приветствует), подобрал нужное слово, потому что его цель — не оттолкнуть, а привлечь человека.

Если так обращается посланник,(да благославит его Аллах и да приветствует),к врагу, тирану. То как тогда следует разговаривать с братом-мусульманином? Как разговаривать с отцом?

Ибрахим, мир ему, обращается к своему неверующему

отцу:

Папочка! Отец отвечает:

Я побью тебя камнями.

О, папочка...

Аллах Субханаху ва Тагаля приводит в Коране их диалог:

(41). И вспомни в книге Ибрахима: поистине, он был праведником, пророком.

(42). Вот сказал он своему отцу: «Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего?

(43). Отец мой, у меня явилось такое знание, которое не достигло тебя; следуй же за мной, я поведу тебя верным путем!

(44). Отец мой, не поклоняйся шайтану: шайтан ведь ослушник Милосердному!

(45). Отец мой, я боюсь, что тебя коснется наказание от Милосердного и ты будешь близким шайтана!»

(46). Он сказал: «Разве ты отказываешься от наших богов, о Ибрахим? Если ты не удержишься, я непременно побью тебя камнями. Удались же от меня на некое время!»

(47). Он сказал: «Мир тебе! Я буду просить прощения для тебя у моего Господа: ведь Он ко мне Милостив. (19:41—

47)

Лукман, мир ему, обращается к своему сыну:

— Сынок мой!

(13). Вот сказал Лукман своему сыну, увещая его: «О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие — великая несправедливость». (31:13)

Подобные слова раскроют сердце собеседника.

Если нам велено соблюдать этикет в разговоре с неверующими людьми, тем более нужно быть вежливыми при разговоре с родителями, детьми, сестрой и т.д.

3) Аллах Субханаху ва Тагаля велел в Коране наилучшим образом относиться к самым близким нам людям.

(36). И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям — делание добра (ихсана — лучшее отношение), и близким, и сиротам, и беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив... (4:36)

Даже к попутчику нужно относиться лучшим образом. Кто-то может сказать:

— Да разве я его еще увижу, — словно, если не ожидается какая-то польза от хорошего обращения, то не нужно вести себя наилучшим образом.

Учёные назвали этот аят аятом о тех, кто имеет большие права, Аллах дал им эти права.

4) Призвать к исламу наилучшим образом. Всевышний Аллах велел:

(125). Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше (ахсан от слова «ихсан»)! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!

(16:125).

Призывая к исламу, нужно подбирать место, время, слово.

5) Всевышний Аллах велел поступать лучшим образом даже в тех вопросах, где, казалось бы, не может быть и речи о доброте.

Например, при разводе.

(229). Развод двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием (ихсан). Таковы границы Аллаха, не преступайте же их, а если кто преступает границы Аллаха, те — неправедные. (2:229)

Даже если супруги развелись, это не означает вражду между семьями.

Конечно, будут страдать дети. Но если муж и жена расстались наилучшим образом, дети будут страдать меньше.

В Европе права на воспитание детей отдали женщине, словно мужчина — это человек без чувств. Мать имеет чувство материнской любви, а отец, должен работать и обеспечивать их материально. Она пусть забирает детей, хочет — покажет ему их, не хочет — он обойдется. Когда развод происходит лучшим образом, не будет несправедливости. Пока дети маленькие, отец обязан их полностью содержать и имеет право видеть их, когда захочет. Когда дети выростут — пусть сами выбирают, с кем жить.

6) Аллах Субханаху ва Тагаля велел нам наилучшим обра¬зом отвечать на дурное:

(34). Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше (ахсан), и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг. (41:34)

«Однажды ребята собирали деньги на строительство мечети, и разделились на группы, чтобы ходить к состоятельным людям. Один из них просил директора одного гипермаркета помощь в строительстве, протянул руку и сказал:

— Дай что-нибудь ради Аллаха.

Тот плюнул ему в руку. Парень убрал эту руку, сказав:

Это мне, — и протянул вторую:

А что вы дадите Аллаху?

После этого директору стало очень стыдно, и он тут же вытащил чек и сказал:

— Напиши сколько хочешь».

«Однажды один человек пришел жаловаться на своих родственников:

О пророк Аллаха! Я к ним хорошо отношусь, а они отвечают мне злом. Как мне быть?

Продолжай так себя вести. Поистине, ты как будто кормишь их горячей золой».

И в другом изречении Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Поддержание родственной связи — это не тогда, когда родственники относятся к тебе хорошо и ты к ним — хорошо, а поддержание родственной связи — это когда к тебе относятся плохо, а ты, наоборот, поддерживаешь с ними отношения».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту