ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 1

Разделы:

Умеренность. Значение и разновидности


«Аз-зухд» — умеренность, скромность, отречение. Обычно лучше переводить это слово как умеренность. И мы поговорим, когда зухд нужно воспринимать как отречение, а когда как умеренность.

С точки зрения арабского языка, слово «зухд» употребляется, когда речь идет об одном из двух:

1) Или о том, что человек хочет получить чего-то в небольшом количестве.

Например, «раджюлюн захиид» — человек, который не хочет многого.

2) Или тогда, когда человек отбивает у себя желание к чему-то. К этой вещи бывает желание (к пище), но он отбивает его. Умеренность (Зухд) не может быть относительно тех вещей, к которым нет желания или недоступных для человека вещей. Например, если человек не любит мясо мы не говорим: «Какой он скромный (зяхид) — не хочет есть мясо» или если у человека нет финансовых возможностей приобрести какую-то вещь мы не скажем что он из-за скромности её не покупает.

С точки зрения ислама, умеренность «зухд» — это ненависть к мирской жизни и отворачивание от нее, и отбивание желания к отдыху в этой жизни, ради отдыха в той жизни.

Имам ибн Таймийа говорит: «Разрешенная умереность — это отбивать желание к тому, что не принесет тебе пользу в Последней жизни. И речь здесь идет относительно лишнего из разрешенных вещей, с помощью которых мы не можем поддержать себя в поклонении Аллаху».

Например, сон — это халяль (разрешенное), но один может спать 15 часов в день. Этим самым он излишне использует разрешенное то время, хотя мог бы сэкономить это (время) для Судного Дня.

Умеренность не означает полное запрещение, но означает, что мы отбиваем желание к излишеству из разрешенного.

Аз-Зухри дает очень красивое определение: «Умеренность (зухд) — это когда блага, которые ты получил, не мешают тебе благодарить Аллаха, и когда запреты не побеждают твое терпение».

Если у тебя такое равновесие, ты можешь считать себя скромным (зяхидом).

Юнус бин Майсара сказал: «Скромный (зяхид) — это не тот, который запрещает то, что Аллах ему разрешил и который губит свое имущество, а быть настоящим зяхидом (скромным, умеренным человеком) в мирской жизни значит:

ты уверен в том, что находится в руках Аллаха больше, чем то, что находится в твоих руках;

при возникновении проблемы, ты не станешь жаловаться на Аллаха,

ты одинаково относишься к тому, кто хвалит тебя ради Аллаха и к тому, кто кретикует тебя ради Аллаха».

Некоторые, желая стать скромными (захидами), губят свой бизнес, свою учебу, семью, имущество.

Когда спросили Мухаммада, (да благославит его Аллах и да приветствует), кто является самым скромным, он ответил : «Это тот, который не забывает могилу и момент изнашивания тела и который оставляет излишнее из украшений мирской жизни ради того, что будет вечно, и который не считает завтра своим днем, а считает себя среди умерших (готов к тому, что завтра умрет)».

Из вышеприведенных определений мы понимаем следующее:

Зухд (умеренность) — это нрав, который больше всего относится к внутреннему состоянию человека, а не к его внешности. Поэтому один учёный говорит: «Никогда не свидетельствуйте, что кто-то является скромным (зяхидом) или нет, потому что зухд в сердце». Значит, о нем знает только Аллах.

У нас впечатление, что зяхид (умеренный) — это человек, который плохо одет, выглядит неважно. Человек может быть одет бедно, но быть высокомерным, так как по определению пророка, (да благославит его Аллах и да приветствует),высокомерие — это отрицание истины и унижение людей. И на это способен бедный человек (см. «Высокомерие»). А иногда человек очень богатый и выглядит красиво, аккуратно, носит костюм, и он очень большой зяхид (скромный), потому что внешность не говорит об умеренности (зухд).

Поэтому Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),велел нам выглядеть красиво,аккуратно. Посланник, (да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Поистине, Аллах любит

видеть следы Своего Благодеяния на рабе Своем». Аллах дал тебе блага — пусть они будут видны.

Однажды Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),

Когда один ученик имама Абу Ханифы был одет неаккуратно, он хотел дать ему денег на одежду. Тот сказал: «У меня есть деньги. Я не нуждаюсь». Тогда имам Абу Ханифа отругал его, велев ему купить хорошее одеяние.

увидел в мечети одного человека с растрепанными волосами. Пророк указал этому человеку рукой, чтобы тот ушел и привел волосы в порядок. Когда тот человек вернулся, пророк Мухаммад, (да благославит его Аллах и да приветствует),сказал: «Разве это не лучше, чем появление любого из вас на людях с растрепанными волосами, как будто он шайтан?»

И внешность не говорит об истинной скромности (зухд). Если ты хочешь стать скромным, удели большое внимание не своей внешности, а своему сердцу, и имей в виду что зухд не означает бедность.

Ибн Кайим сказал, что есть три уровня умеренности.

Зухд (отречение) в отношении харама (запретного). Такая разновидность зухда обязательна. Мы должны отрекаться от запретного.

Зухд (отречение) в отношении сомнительного (шубу-хат), когда вы сомневаетесь в чем-то: это харам (запретное) или халяль (разрешенное)? Если сомнения преобладают над уверенностью, тогда зухд обязателен, а если сомнения небольшие,тогда зухд становится желательным.

Мы не должны напрягаться из-за небольших сомнений и строить отношения между собой на основании этого. Например, в некоторых продуктах есть «Е». О них есть слухи, что эти вещества берутся от животных. Ты для себя решил, что хочешь быть зяхидом в этом отношении и не будешь есть любой продукт, в котором содержится эти «Е». Если ты увидешь, что твой брат ест этот продукт, это не означает, что он уже мунафик (лицемер), что он ест харам (запретное), что он хуже тебя.

3) Зухд (умеренность) в отношении разрешенного.

Как я могу быть скромным, умеренным в отношении ха-ляль (разрешенного), при этом не переступая границ дозволенного? Как мне остаться уравновешенным в этом отношении?

Хорошо было бы нам, если мы хотим стать скромными, оставаться приятными. Давайте начнем с того, что будем умеренными, скромными, когда речь идет о хараме (запретном), о зависти к благополучию другого, когда возникает денежный спор, чтобы мы разрешили его достойным образом — тогда мы будем большими зяхидами.

А бывает так: этот «Захид» одет очень скромно, а когда что-то не заладилось с братом, не хватает одного рубля — Ля иляха илля Ллах! Небо упало на землю! Что это за умеренность?

Однажды один парень пришел домой и сказал своей матери:

Больше не готовь мне мясо, я буду есть только пшено. Я хочу быть зяхидом.

Сынок, если ты хочешь быть зяхидом, начни с того, чтобы есть вчерашний хлеб. Не оставляй его только мне!

Зачем строить из себя героя, а когда мать дает тебе вчерашний хлеб мотать головой: «Мне нужен свежий!»

Надо не пропускать первые шаги на пути к умеренности, чтобы не упасть.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту