Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 2 / Бдительность в отношении языка / Аль-гыйба – хула
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 2

Разделы:

Аль-гыйба – хула


Аль-гыйба, с точки зрения арабского языка, от гыяб – отсутствие, потому что аль-гыйба – это разговор о ком-либо в его отсутствии.

И посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , дал определение этому греху, когда спросил у сподвижников:

– Известно ли вам, что такое гыба (хула за спиной)?

Люди сказали:

– Аллах и посланник Его знают об этом лучше.

Пророк, да благословит его и приветствует Аллах , сказал:

– Это когда упоминаешь о своем брате в его отсутствии так, что это не понравилось бы ему.

Пророка, да благословит его и приветствует Аллах , спросили:

– А если присуще брату моему то, о чем я скажу? Пророк, да благословит его и приветствует Аллах , сказал:

– Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нем (это и есть гыба, а то многие думают, что гыба это только когда мы говорим о том, что не присуще человеку), а если он не таков, значит, ты возводишь на него клевету (бухтан = хула за спиной + обман).

Значит, гыба – это когда ты говоришь о мусульманине то, что ему не понравилось бы, если бы он услышал эти слова. И здесь не имеет значения, сколько слов ты произносишь или то, что является предметом критики: его поведение, внешность, его дети, машина, забор.

Айша ревновала к Сафийе, потому что она была красивой женщиной.

Однажды Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала Пророку, да благословит его и приветствует Аллах :

– Достаточно тебе и того, что Сафийа такая! – Айша, да будет доволен ею Аллах, показала жестом, что Сафийа маленькая ростом.

(Как видно, жена пророка, да благословит его и приветствует Аллах , не сказала языком, а только жестом, но это по определению пророка, да благословит его и приветствует Аллах , гыба).

Передающий изречение сказал: «Она имела в виду, что Сафийа низкая ростом».

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что услышав это,Пророк, да благословит его и приветствует Аллах , воскликнул:

– Поистине, ты сказала такое слово, способное изменить вкус, запах и цвет моря (осквернило бы собой целое море), если бы смешалось с ним!

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , покритиковал Айшу, назвав ее жест словом.

В другом изречении пророк, да благословит его и приветствует Аллах , сказал, что море из-за материальных нечистот (моча, кал и.т.д.) никогда не загрязняется, а моральные нечистоты как аль-гыйба могут изменить вкус, цвет, запах моря, настолько они отвратительны.

Сафийа была действительно невысокого роста, но поскольку эти слова были сказаны за спиной, это гыба.

Когда кому-то скажешь: «Ты почему говоришь о человеке за его спиной?!», он отвечает:

– А это правда.

– Это и есть гыба – говорить правду за спиной.

И иногда можно сделать гыба своими глазами или сделать жест рукой.

И давайте сравним гыбу, сделанную Айшой, с нашей гыбой. Если слова о низком росте загрязняют море, то что говорить о наших беседах, во время которых разбираем человека с головы до ног? Тем более, если это происходит между супругами, когда жена говорит о недостатках своего мужа или муж говорит о недостатках своей жены своим друзьям или родственникам и т.д.

Всевышний Аллах в одном аяте привел нам пример, для того чтобы объяснить нам, к чему приравнивается аль-гыйба и насколько это является отвратительным поступком:

(12). О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает ктонибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, – ведь Аллах – Обращающийся, Милостивый! (49:12)

Когда мы говорим о своем брате, как будто мы едим его мясо,когда он умер. Покойник не чувствует, он не знает, кто ест его мясо. Я говорю за спиной моего брата, а он, бедный, думает, что я по отношению к нему такой хороший, потому что он не слышит мой разговор, а если бы слышал, то ему было бы неприятно.

Представьте, что образовалась группа братьев или сестер вокруг своего покойного брата и начали есть куски его тела! Это же отвратительно, но, к сожалению, это нередко происходит.

Однажды из-за прелюбодеяния был наказан один сподвижник, который сам подошел и признался в совершении греха, потом посланник, да благословит его и приветствует Аллах , услышал, как один мусульманин сказал другому:

– Этот не захотел скрыть свой грех, пока не наказали его как собаку.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , им ничего не сказал и пошел дальше. По дороге они увидели вонючее тело осла. Посланник, да благословит его и приветствует Аллах , спросил:

– Где те, которые говорили о своем брате?

– Это мы.

– Ешьте это.

– Как это можно?

Пророк, да благословит его и приветствует Аллах ,сказал:

– То, что вы сказали о своем брате, хуже, чем есть мясо этой мертвечины. И клянусь Аллахом, он истинно покаялся, и я вижу, как он наслаждается в Раю.

Обратите внимание, что один говорил, а другой просто послушал, но пророк, да благословит его и приветствует Аллах , считал, что оба совершили гыбу и это очень важно подчеркнуть, а то многие говорят: «Я был на собрании, когда говорили об одном брате, но я молчал». Чтобы не оказаться соучастником, нужно попросить прекратить гыбу, а если это не будет сделано, то остается только покинуть данное собрание.

И поскольку аль-гыйба подобна поеданию мяса своего брата, в Судный День наказание за это будет в виде вреда своему собственному телу.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Когда я был вознесен на небо, я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь. Я спросил Джибрииля, мир ему: «Кто это?»

– Они – поедающие мясо людей и бесчестящие их».

Так что не надо считать, что говорить за спиной – это незначительный грех. Это из великих грехов.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «О те, которые уверовали своим языком, и не дошла вера до их сердец, не говорите за спиной мусульман и не следите за их грехами. Поистине, тот, который следит за грехами мусульман, Аллах будет следить за его грехами, а если Он будет следить за грехами кого-то, то Он их раскроет, даже если он будет совершать их у себя дома».

Как нельзя трогать тело и имущество, так же нельзя трогать честь и достоинство своего брата. Поэтому аль-гыйба сравнивается с поеданием мяса своего брата.

Также пророк, да благословит его и приветствует Аллах , дал нам понять, что если нам страш- но трогать деньги нашего брата, нам должно быть страшно и стыдно затронуть его честь.

Ар-риба (ростовщичество) – это претендовать на то, на что ты не имеешь права претендовать. Ты не имел права претендовать на этот процент, но ты претендовал на него. Если ты претендуешь на достоинство своего брата, тоже будет риба.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Наихудшая риба – это трогать честь мусульманина». Нельзя игнорировать эти грехи, и надо быть осторожным не только в отношении имущества и тела своего брата, но и в отношении его достоинства и чести.

Тем более, если речь идет о гыбе в отношении ученых. Один учёный сказал: «И имейте в виду, что мясо учёных ядовитое».Если вы говорите за спиной учёного, вы едите его мясо, а его мясо ядовитое, вы погибнете от этого.

Некоторые наши братья, которые только что приняли ислам и прочитали несколько брошюр, и то на русском языке, сидят и обсуждают учёных.

Я не хочу сказать, что учёные не ошибаются или что мы должны следовать за учёными слепо, или что мы обязаны всегда принимать точку зрения любого из них, но несмотря на это, мы не имеем права о них за спиной говорить и обсуждать их, тем более что мы имеем очень скромные знания и лучше оставить вопрос поправки ошибок ученых для самих ученых.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту