ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 2

Разделы:

Этика диспута


А. Праведное намерение.

Первый и самый главный вопрос, который мы должны задавать себе, прежде чем начинать диспут: ради чего мы его ведем? То есть мы должны заботиться о своем намерении, праведное ли оно или нет?

О правдивости намерения при ведении диспута говорит следующее:

1.Моя цель от диспута – это не победа над соперником, а проявление истины.

Нельзя считать себя абсолютно правым и нужно допускать, что мой соперник может оказаться правым, а не я. Когда обе стороны диспута считают себя абсолютно правыми, такой диспут бывает очень напряженным и малопродуктивным.

Даже когда речь идет об однозначных вопросах, я должен понимать, что они однозначны для меня, а не для моего соперника, и неплохо даже в таком случае дать сопернику знать, что я готов признаться, если он мне докажет свое мнение.

Обратите внимание на следующие аяты:

(24). Скажи: «Кто наделяет вас уделом с небес и земли?» Скажи: «Аллах! Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении».(34:24)

(81). Скажи: «Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (Его сыну)».(43:81)

Конечно, ни Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , ни один из нас нисколько не сомневаемся в том, что у Аллаха нет сына, но ведя диспут с людьми такого убеждения, мы условно, – для снятия напряжения при диспуте, – говорим им: «Докажите нам, что у Милостивого был сын, и мы будем первыми из тех, кто поклониться (Его сыну)». Очень часто мы слышим призывы к толерантности между конфессиями. Хочется сказать, что в отношении толерантности мусульмане опередили всех, потому что мы верим во всех пророков, всех любим и уважаем, в то время как другие не готовы признаться, хотя бы в том, что Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , является мудрым человеком и некоторым даже не стыдно высказывать свои обвинения в его адрес, что он якобы лжепророк.

То же самое делал Ибрахим, мир и милость ему, когда он хотел доказать своему народу, что солнце, луна и звезды не являются богами, он в диспуте условно допускал эту возможность, потом её опровергал:

(74). Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу Азару: «Неужели ты считаешь идолов богами? Я вижу, что ты и твой народ находитесь в очевидном заблуждении».

(75). Так Мы показали Ибрахиму (Аврааму) царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных.

(76). Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается».

(77). Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей».

(78). Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи.

(79). Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (6:74-79)

Имам аш-Шафигый говорил: «Когда я вел диспут, я всегда желал своему сопернику удачи и помощи. И мне было безразлично, проявится ли истина на моем или на его языке».

И часто имам аш-Шафигый повторял: «Мое мнение непра- вильно, но может оказаться правильным, а мнение моего соперника правильно, но может оказаться неправильным».

Ученый Абу Хамид аль-Газали сказал: «Тот, кто ищет истину, подобен тому, который потерял свою вещь и попросил одного (соперника в диспуте) помочь ему её найти, и ему безразлично, кто найдет эту вещь, лишь бы она нашлась».

2.При «поражении» необходимо без промедления в этом признаться, проявить покорность перед истиной и не испытывать при этом унижения перед соперником.

(73). Когда им (Рабам Милостивого) напоминают о знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми. (25:73)

(65). Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью.(4:65)

Так как отказаться принимать истину – это признак великого греха – высокомерия.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Высокомерие – это отрицание истины и презрение (унижение) людей». (см. Нравы мусульманина часть первая – Высокомерие).

3. При «победе» нельзя унижать и оскорблять своего соперника и насмехаться над ним, так как это тоже поведение высокомерных.

(11). О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте сaмих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.(49:11)

Б. Тема диспута

1.Своим диспутом нельзя возбуждать смуту и портить отношения между мусульманами.

(217). Искушение хуже, чем убийство.(2:217)

Если один хочет своим вопросом или диспутом столкнуть мусульман между собой или испортить отношения между ними, это однозначно говорит о плохом и неправедном намерении (см. выше – Сплетничество).

К сожалению, количество провокаторов, которые задают вопросы не ради получения знания, а ради столкновения хазратов между собой или подставления других мусульман, стало много среди нас.

Один ученый зашел в мечеть и увидел, что люди спорят относительно азана (призыва на молитву), как нужно его читать? Во время спора в мечети стоял очень сильный шум от этого, тогда он сказал: «Все, хватит, будем читать намаз без азана». У него спросили: «Почему?» Он ответил: «Потому что азан – это желательный поступок «сунна», а единство мусульман – это обязательный поступок «важиб».

2. Нужно, чтобы тема диспута имела практическое значение и пользу.

Часто мы обсуждаем непрактические вопросы, желая лишь показать свое умение победить в диспуте, в то время, когда нужно нам соревноваться не в том, кто других убеждает, а в том, кто больше соблюдает религию. Часто диспут ведем в отношении образа Аллаха, например, как Он видит и слышит? Какое нам дело, как Он видит и слышит? Нам нужно в это верить и в соответствии с этим жить Аллах видит и слышит меня, где бы я ни был, значит я нахожусь под Его контролем, где бы я ни был.

Другие обсуждают вопрос предопределения, и это становится темой долгих разговоров и горячих дискуссий. Когда к Али, да будет доволен им Аллах, подошел один человек и сказал: «Расскажи мне о предопределении». Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Это темная дорога, не ступай на нее». Тот настаивал: «Расскажи мне о предопределении». Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Глубокое море, не входи в него». Тот человек опять повторил: «Расскажи мне о предопределении». В конце концов, Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Это секрет Аллаха, не затрудняй им себя».

Один сподвижник рассказывает, что однажды они спорили в мечети в отношении предопределения, и в этот момент зашел Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах . Узнав о споре, он сильно рассердился, покраснело его лицо от гнева, и сказал он: «Разве я это вам приказал делать? Разве с такой миссией я пришел к вам? Поистине, погибли те, кто был до вас, именно тогда, когда стали спорить в отношении этого вопроса , приказываю вам об этом не спорить».

Нам нужно больше работать над тем, как вера в предопределение должна изменить наше поведение и отношение ко злу и добру (см . Расскажи мне о вере – Вера в предопределение).

Третьи обсуждают вопрос, как будут выглядеть весы и книги наших поступков в Судный День? В то время, когда нам нужно волноваться, а какие поступки будут написаны в наших книгах и поставлены на весы, праведные или неправедные?

Даже доходит дело до абсурдных вопросов. Задавали вопрос одному ученому: «Как зовут супругу Иблиса?» Он ответил: «Извините, я не присутствовал на их свадьбе».

Хотелось бы больше заниматься делом, а не пустословием.

Такими были Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , и его сподвижники.

В. Определение судьи между соперниками.

Перед тем, как начинать диспут, мы должны договориться, на кого или на что мы имеем право ссылаться для подтверждения своего мнения или опровержения мнения соперника? Это зависит от темы диспута и от соперника, с которым мы ведем диспут.

Не всегда мы можем ссылаться на Коран и изречения пророка, да благословит его и приветствует Аллах . Если мы обсуждаем сугубо научные вопросы, например, вопросы химии, физики, математики и.т.д. и в каждой из этих наук есть свои методы доказательства, при обсуждении такого рода вопросов мы не имеем права требовать доказательства из Корана или из изречений пророка, да благословит его и приветствует Аллах .

А когда мы говорим о религии, то в данном случае основные наши доказательства должны быть из Корана или изречений пророка, да благословит его и приветствует Аллах .

Но если соперник абсолютно неверующий или представитель другой конфессии, который, скорее всего, не отдает должное этим источникам, то в данном случае мы можем ссылаться именно на те аяты, в которых Аллах Тагаля призывает людей размышлять и приходить к выводам на основании однозначных аксиом, или приводит притчи, выводы,которые являются тоже однозначными для любого разумно- го человека.

Например, когда речь шла о существовании Аллаха, задавались следующие вопросы:

(35). Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?

(36). Или же это они сотворили небеса и землю? О нетПросто они лишены убежденности. (52:35-36)

Когда обсуждался вопрос многобожия, в качестве доказательства того, что человеку лучше подчиняться одному богу, чем нескольким богам, приводилась следующая притча:

(29). Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого. (39:29)

Но если диспут происходит между мусульманами и вопрос касается религии, тем более столпов веры, то тогда судьей может быть только Аллах и Его посланник, да благословит его и приветствует Аллах :

(47). Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими.

(48). Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается.

(49). Будь они правы, они покорно явились бы к нему.

(50). Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его Посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо!

(51). Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими.

(52). Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех. (24:47-52)

(65). Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью. (4:65)

Г. Начинать диспут надо с тех вопросов, в отношении которых есть определенное согласие между собой.

И это тоже для снятия напряженности. Один ученый говорит: «Указывает на твою мудрость то, что твой соперник во время диспута говорит больше слово «да», чем слово «нет»».

(125). Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем. (16:125)

Даже если ведем диспут с обладателями Писания, с которыми мы имеем большие расхождения, надо начинать с того, на что есть согласие и общий язык, так учил нас Коран, и это еще раз доказывает нашу толерантность.

(46). Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему». (29:46)

И тем более, если мы, мусульмане, ведем диспут между собой, у нас много общего, с чего мы могли бы начинать диспут? Например, начали спор о намазе. Что есть общего? Мы согласны, что движения не влияют на суть намаза? Любой мусульманин скажет – да. Как бы мы руки не поднимали (до ушей или до плеча), суть намаза не изменится. Согласились? Тогда можно после этого продолжать разговор. И даже при сохранении разногласия ни одна сторона не станет обвинять другую, потому что обе стороны согласились, что движения не влияют на суть намаза.

Д. Во время диспута нельзя допускать, чтобы прозвучали слова оскорбления и обвинения.

Нужно подбирать наилучшие слова.

(53). Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, са- тана для человека – явный враг. (17:53)

И если нам повелено вступать в спор с людьми Писания наилучшим образом (см. аят выше), то тем более со своими братьями мусульманами.

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Мусульманин не порочит, не проклинает, не совершает непристойное и не сквернословит».

И даже если соперник не станет это соблюдать, то мы не должны нарушать это правило.

(34). Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.

(35). Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей.(41:34-35)

И в этом отношении все пророки, мир и милость им от Аллаха, являются для нас примером, и в Коране приводятся их диспуты и мы видим, что они не отвечали на оскорбления оскорблением.

В качестве примера привожу диалог Ибрахима, мир и милость ему от Аллаха, со своим отцом и диалог Мусы, мир и милость ему от Аллаха, с Фараоном.

(41). Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком.

42). Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?

(43). Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем.

(44). Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого.

(45). Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны.

(46). Он сказал: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!»

(47). Он сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне.

(48). Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен». (19:41-48)

(16). Придите вдвоем к Фараону и скажите: «Мы посланы Господом миров.

(17). Посему отпусти с нами сынов Исраила (Израиля)».

(18). Он сказал: «Разве мы не воспитывали тебя среди нас с младенческих лет? Разве ты не оставался среди нас многие годы своей жизни.

(19). Разве ты не совершил тот поступок, который ты совершил? Воистину, ты являешься одним из неблагодарных».

(20). Он сказал: «Я совершил это, когда был в числе заблудших,

(21). я сбежал от вас, когда испугался вас, но мой Господь даровал мне власть (пророчество или знание) и сделал меня одним из посланников.

(22). А та милость, в которой ты меня попрекаешь, состоит в том, что ты поработил сынов Исраила (Израиля)».

(23). Фараон сказал: «А что такое Господь миров?»

(24). Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью».

(25). Он (Фараон) сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?»

(26). Он (Муса) сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов».

(27). Он (Фараон) сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник – одержимый».

(28). Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете».

(29). Он (Фараон) сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными».

(30). Он (Муса) сказал: «А если я покажу тебе нечто явное?»

(31). Он (Фараон) сказал: «Так покажи нам это, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду».

(32). Он (Муса) бросил свой посох, и тот превратился в явную змею.

(33). Он вынул свою руку, и она стала белой для смотрящих.

(34). Он (Фараон) сказал стоявшим вокруг него приближенным: «Воистину, он – знающий колдун.

(35). Он хочет своим колдовством вывести вас из вашей страны. Что же вы прикажете делать?» (26:16-35)

Вот такая должна быть этика мусульманина, когда ведет дискусию – никаких оскорблений, независимо от поведения соперника.

Е. Когда мы ведем диспут, одна из главных этических норм умение выслушать другого, а не прерывать его постоянно. Нельзя прервать другого и поднимать свой голос над его голосом, тем более в следующих случаях:

1. Когда он приводит аят из Корана.

(204). Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют. (7:204)

2. Когда он приводит изречение пророка, да благословит его и приветствует Аллах .

(2). О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого.

(3). Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда.(49:2-3)

Ученые говорят, что эти аяты продолжают иметь силу даже после смерти пророка, да благословит его и приветствует Аллах , и это заключается в том, что нельзя поднимать свой голос у могилы пророка, да благословит его и приветствует Аллах , и нельзя прерывать и поднимать свой голос над голосом того, кто приводит изречение пророка, да благословит его и приветствует Аллах . 3. Если он является более знающим и тем более, если он признан ученым.(см. Наставление ученым).

Аль-Хасан бин Али сказал своему сыну: «Сынок мой, когда ты окажешься в кругу ученых, то больше слушай, чем говори. И ты должен научиться хорошо слушать так же, как научился хорошо говорить».

И в любом случае нельзя при диспуте поднимать свой голос, ведь не только высотой голоса можно доказать свою правоту.

(19). Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла.(31:19)

Ё. Нужно подбирать подходящее время и место для проведения диспута. Нужно избегать диспуты в общественных местах, в транспорте, на улице или на рынках, где могут присутствовать разные по вероисповеданию и знаниям религии люди, которые, услышав спор между двумя мусульманами, могут неправильно понять их и впоследствии разочаруются в религии.

Также нужно избегать диспутов в тех местах или в то время, когда нужно сохранять покой, например в мечети во время проведения коллективной молитвы, или во время посещения больного, или во время провожания умершего и т.д.

Нельзя проводить диспут, если мы присутствуем на общем мероприятии, где присутствуют люди, не заинтересованные в нашем диспуте, например, находясь на никахе (свадьбе), вести диспут по вопросу движения во время намаза, потому что таким образом мы портим людям их праздник и отвлекаем от основной причины их собрания.

Ж. Мы должны установить конкретную длительность диспута. 9Время для мусульманина – очень важный ресурс (см. Бдительность в отношении времени). Есть мусульмане, которые под лозунгом «призыва к исламу» целыми днями сидят и спорят, как будто это – их хлеб насущный. Время не только для споров. Надо точно договориться о том, кто сколько должен говорить, а иначе разговор будет необоснованно длительным.

З. Нужно уметь вовремя прекратить диспут.

  Основная причина прерывания диспута – это любой вид на- рушения этики диспута. Например, начали выражаться нецензур- ными словами, или поднимается вопрос, возбуждающий смуту, или заметно, что время идет, а мы возвращаемся всегда к одному и тому же вопросу и каждый остается при своем мнении. И нужно сказать, что в данном случае кто первым прервет диспут, ему предусмотрено великое вознаграждение. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для того, кто отказывается от споров, даже если он будет прав». Дай Аллах, чтобы мы правильно реагировали на возникшие разногласия между нами, прибегая всегда к диалогу и продуктивному диспуту.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту