Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 2 / Бдительность в отношении пропитания и имущества / Продукты животного происхождения
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 2

Разделы:

Продукты животного происхождения


В отношении продуктов животного происхождения ислам более строг. Все-таки это живое существо, имеет характер, поведение.

Ученые разделили продукты животного происхождения на три группы:

а. Группа продуктов животного происхождения, разрешение которых ислам подчеркнул.

б. Группа продуктов животного происхождения, которые ислам запретил.

в. Группа продуктов животного происхождения, о которых не было сказано ничего: ни разрешение, ни запрещение.

Группа продуктов животного происхождения, разрешение которых ислам подчеркнул.

Ислам подчеркнул разрешение некоторых видов мяса может быть потому, что они были запрещены в обществе. Ведь арабы необоснованно запретили себе есть скотину с определенными приметами, и Аллах критиковал их за это:

(139). Они говорят: «То, что находится в утробах этой скотины, дозволено нашим мужчинам и запрещено нашим же- нам». Если же он рождается мертвым, то все они получают право на него. Он воздаст им за то, что они приписывали, ведь Он – Мудрый, Знающий.(6:139)

(143). Восемь парных особей: две из числа овец и две из числа коз. Скажи: «Он запретил самцов или самок? Или же то, что находится в утробах самок? Поведайте мне, опираясь на знание, если вы говорите правду».

(144). Две из числа верблюдов и две из числа коров. Скажи: «Он запретил самцов или самок? Или же то, что находится в утробах самок? Или же вы присутствовали, когда Аллах заповедал вам это?» Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение безо всякого знания? Воистину, Аллах не ведет прямым путем беззаконников. (6:143-144)

Также причиной указания на разрешенность определенных видов мяса могли быть сомнения, которые возникли у сподвижников или могут возникать у мусульман в будущем. Итак, что относится к этой группе?

1. Все морские животные, если они не вредны для здоровья.

Всевышний Аллах сказал:

(96). Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны. (5:96)

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , подчеркнул относительно моря, что его вода не загрязняется нечистотами (море обладает способностью самоочищения) и является очищающей водой, а его мертвечина разрешена (невозможно же рыбакам свою рыбу зарезать).

2. Всевышний Аллах подчеркнул разрешение мяса скотины.

(1). О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает. (5:1)

3. Еда людей Писания.

Относительно мяса обладателей Писания, т.е. животных, которых зарезали христиане или иудеи и, разумеется, если речь не идет о запретных видах мяса, например, свинине.

(121). Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками. (6:121)

(5). Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им.(5:5)

Сопоставляя оба аята, ученые сказали, если тебе преподнесли мясо, приготовленное обладателями Писания и ты не знаешь, что они сказали перед тем как зарезать животное, тогда ты можешь кушать, упомянув сам имя Аллаха перед употреблением, но если ты услышал своими ушами, как они поминают не Аллаха перед тем как зарезать, то тогда уже нельзя.

4. Можно принимать запретную пищу в случае крайней необходимости, например для того, чтобы не умереть от голодной смерти.

(173). Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же ктолибо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. (2:173)

Но также Аллах подчеркнул в аяте , что нельзя проявить ослушание в этом отношении, т.е. чтобы не считал себя нуждающимся, когда он на самом деле не является таким.Пускай не преступает пределы необходимого, т.е. пусть берет столько, сколько нужно, чтобы преодолеть причину необходимости, а не больше.

Группа продуктов животного происхождения которые ислам запретил

Всевышний Аллах говорит: (3). Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то,над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах Прощающий, Милосердный. (5:3)

Здесь в основном включены все запреты.

(145). Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. (6:145)

Айша, да будет доволен ею Аллах, задавала вопрос по поводу незначительной крови, которая остается на посуде. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Только пролитая кровь (запрещена)».

Если животное упало с высоты, или было заколото рогами, или упало в воду, или было поражено электрическим током и.т.д., но мы успели зарезать его по обряду до наступления смерти – это разрешено.

Нужно подчеркнуть, что те части тела, которые удаляются с животного при его жизни, считаются мертвечиной и поэтому запрещаются.

Также запрещается мясо того животного, перед закланием которого не было упомянуто имя Аллаха, или упомянулись имена каких-то богов.

(121). Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками. (6:121)

К перечисленным в аятах запрещенным видам мяса добавляется, на основании изречении пророка, да благословит его и приветствует Аллах , следующее:

– Мясо ослов и мулов. Один сподвижник сказал, что Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , запретил нам мясо ослов и мулов и разрешил мясо лошади.

– Мясо хищных животных и птиц. Тот, кто питается мясом другого животного, является запрещенным. По этому поводу Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Звери, имеющие клыки, и птицы, когти которых изогнуты – запретны».

– Скотина, которая питается в основном грязью, мусором. Не только её мясо запрещается, но и её молоко, пока не будет питаться нормальным кормом в течение определенного времени. Запрет передавался от Ибн Габбаса и других сподвижников пророка, да благословит его и приветствует Аллах.

– Запрещено мясо тех животных, употребление которых вызывает отвращение у большинства людей в обществе. Например, мясо собак, крыс, обезьян и.т.д.

Доказательством такого запрета служит следующий аят:

(157) объявит дозволенным благое и запрещенным скверное. (7:157)

Хочется подчеркнуть, что лично вкус Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах , не является поводом для запрещения. Он, да благословит его и приветствует Аллах , не любил аддабб (один из видов ящериц), но от этого аддабб не стал запретным. Однажды один сподвижник кушал аддабб и предложил пророку отведать, Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Я не хочу». Сподвижник спросил: «Это запрещено?» Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , ответил: «Нет, это не запрещено, просто я это не люблю».

Группа продуктов животного происхождения, о которых не было сказано ничего: ни разрешение, ни запрещение

В данном случае действует правило: «Все является разрешенным, пока нет запрещения».

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Поистине, Аллах установил вам определенные предписания – соблюдайте их. Поистине Аллах установил вам определенные границы (определенные запреты) – не нарушайте их. И поистине, Аллах умолчал относительно некоторых вещей не забывая их, но от Милосердия Своего к вам – не ищите их».

Не надо в буквальном смысле добывать запрета чего либо, без обоснования, но, к сожалению, это является хобби некоторых братьев. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Самый греховный мусульманин – это тот, из-за вопросов которого запрещается что-либо».

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы упомянули лишь общие правила и далеко не все, чтобы хотя бы быть в курсе. Есть много нюансов, о которых мы не говорили, поэтому для более подробной информации нужно обратиться к знающим людям.

Способ приобретения этого продукта должен быть дозволенным.

Если продукт сам по себе разрешенный, тогда нужно смотреть на способ его приобретения. Если я куплю разрешенный продукт на нечестные деньги, то этот продукт будет именно для меня запрещенным.

Всевышний Аллах говорит:

(29). О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. (4:29)

(188). Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех. (2:188)

Не имеют права трогать имущество другого человека без его заведомого согласия. Сюда можно отнести кражу, мошенничество, ростовщичество и другие запретные денежные операции.

Некоторые носятся за какими-то вещами, смотрят на состав, а не задумываются, на какие деньги он их приобретает. Зачем смотреть на состав, если деньги нечестные.

Нельзя игнорировать второй критерий дозволенного и благого пропитания.

Конечно, мы говорили только о бдительности в отношении того, что мы употребляем, хотя под словом «пропитание» ризк – подразумевается любое имущество: квартира, машина, земельный участок и.т.д., в отношении чего тоже нужно быть бдительным.

По этому поводу Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал:

– Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито собранное с семи земель.

– Один человек, которого звали Киркира, вёл хозяйство семьи пророка, да благословит его и приветствует Аллах , а когда он умер, посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Он в огне». Люди пошли посмотреть на него и обнаружили у него дома накидку, которую он утаил.

– «Того, кто присвоит себе что-либо, по праву принадлежащее другому мусульманину с помощью ложной клятвы, Аллах обязательно ввергнет в ад и сделает запретным для него рай». Кто-то спросил его: «Даже если это будет что-то незначительное, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Даже если это будет прутик мисвака!»

– В день Хайбара к пророку, да благословит его и приветствует Аллах , явилось несколько его сподвижников, сказавших: «Такой-то стал шахидом и такойто», – когда же они дошли до одного человека и сказали: «Такой-то стал шахидом», – пророк, да благословит его и приветствует Аллах , воскликнул: «Вовсе нет! Поистине, я видел его в огне, одетым в тот плащ или накидку… , который он себе присвоил!»

– «То мясо, которое выросло от запретного, нет ему места кроме Ада».

Обратите внимание на выражение – «то мясо». Это тот человек, которому безразлично, откуда и как он питается, который недостоин называться человеком, он превратил себя в «мешок мяса».

– «Если человеку безразлично, откуда пришло его пропитание, то Аллаху тоже будет безразлично, через какие ворота этот человек войдет в Ад».

– «Поистине, я – только человек, а вы приходите ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!»

– Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Поис- тине, есть люди, которые распоряжаются богатством Аллаха неподобающим образом, но в День воскресения им (достанется) огонь!»

– Как-то раз один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил это поместье, нашёл там кувшин с золотом и сказал продавшему его: «Возьми у меня своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». Человек, которому принадлежала эта земля, сказал: «Но я ведь продал тебе землю со всем тем, что в ней было!» После чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал: «У меня есть сын», – другой же сказал: «У меня есть дочь». Тогда этот человек сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них, а оставшееся раздайте неимущим».

Современный человек обрадуется: я купил землю, что в ней то мое! И в определенной степени это правда. Но этот человек от своей богобоязненности посчитал, что он не имеет права на эти сокровища: он купил землю, а не купил сокровища.

Из-за чего спорили эти двое? Из-за того, что каждый пыта- ется отдать золото другому и не хочет взять его себе. Оба боятся присвоить себе чужую вещь.

Разве сегодня мы, мусульмане, судимся по такому поводу? То есть чтобы не присвоить себе чужую вещь? К сожалению, далеко не так.

– «Самое благое пропитание – это то пропитание, которое человек заработал своими руками».

Однажды слуга Абу Бакра принес ему еду. Обычно он спрашивал, откуда эта еда, но в тот раз не спросил. Когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, поел, а затем вспомнил и осведомился: «На что ты купил эту еду»? Слуга ответил, что во время джахилии (безверия) он работал колдуном и купил на эти деньги. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не был виноват,

однако после этих слов Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, вырвал то, что покушал и сказал, я не готов сюда – и указал на свой живот – положить ничего от запретного.

Однажды Абу Ханифа послал своего партнера с партией платьев, а у одного платья имелся дефект. Он сказал ему: «Когда ты будешь продавать это платье,обязательно укажи покупателю , что в нем есть дефект, чтобы он знал что покупает». Вечером партнер возвращается, и Абу Ханифа первым делом спрашивает у него: «А продал ли ты то платье с дефектом»?

– Он отвечает, что продал.

– А ты сказал, что в нем был дефект?

– Нет, я забыл.

Абу Ханифа сказал: «Тогда все деньги отдай в качестве садака». Он хотел избавиться от сомнительных денег.

Хочется обращаться к сестрам, ведь они являются помощ- ницами своих мужей. Если одна сестра видит, что её муж старается избегать запретного, но из-за этого бывает затруднение с финансами, не потому, что он сидит дома, спит целый день, а просто не хочет кормить свою семью запретным. Он ходит, трудится, и жена должна быть помощницей ему, а не ходить к судье и жаловаться на него: «Вот мой муж не приносит домой». И не толкайте своего мужа на запретное. Говоря: «Почему я хуже соседки, посмотри, как она выглядит и т.д.» Будьте помощницами своим мужьям. Сегодня это очень тяжело сделать, но за это мы получим награду. Вспомните слова одной праведницы, когда она каждый день, провожая своего мужа на работу, говорила ему: «Бойся Аллаха по отношению к нам. Мы можем терпеть голод, но мы не сможем терпеть пламя Ада, так что не давай нам ничего из запретного».

Богобоязненный человек боится запретного пропитания, ведь наказание за это непростое, как мы уже видели из вышеупомянутых изречений, и многозначимым является наказание, о котором говорится в следующих изречениях.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , сказал:

– О люди, поистине, Аллах является Благим, и Он не принимает ничего, кроме благого, и, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: «О посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас…» А потом пророк, да благословит его и приветствует Аллах , упомя- нул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и поднимает свои руки к небу, повторяя: «О Господь!», – и сказал: «Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ответ на его мольбу?!

Казалось бы, этот человек является путешественником, значит вероятность принятия его мольбы должна быть высокой, однако из-за того, что пища, питье и одежда запретны – это будет препятствовать ответу на его мольбу. Аллах лишает нас Своей милости из-за запретного. Кому это надо?

Однажды Анас, да будет доволен им Аллах, спросил у пророка, да благословит его и приветствует Аллах : «Что мне делать, чтобы мои мольбы всегда принимались». Пророк, да благословит его и приветствует Аллах , отвечал: «Пусть твоё пропитание будет благим, и тогда твои мольбы будут услышаны. Поистине, бывает, что Аллах не принимает от человека мольбу в течение 40 дней из-за того, что он принимал кусок еды от запретного».

Даже намаз может не приниматься из-за употребления запретного. Передается от Ибн Габбаса: «Поистине, Аллах не примет молитву того человека, в животе которого находится что-то запретное, пока он не покается».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту