ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 2

Разделы:

Цели шайтана


Всевышний Аллах говорит в Коране:

(168). О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг.

(169). Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете. (2:168-169)

Это обращение к людям вообще. А вот обращение именно к верующим:

(21). О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он при- зывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий. (24:21)

Ученые объясняли, что шаги и стопы шайтана, – это его цели.

Основная цель шайтана, как мы уже выяснили, это сбить нас с пути. Но есть разные степени отклонения от прямого пути. Самым грубым среди них является неверие, поэтому это и есть главная цель шайтана, так как по причине неверия человек окажется навечно обитателем ада.

(168). Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо, Аллах не простит и не поведет их никаким путем,

(169). кроме пути в Геенну, в которой они пребудут вечно. Это для Аллаха легко.(4:168-169)

Но важно напомнить, что верующий человек может довести себя до неверия, делая свою веру недействительной. Поэтому, если мы являемся верующими людьми, мы должны работать над сохранением своей веры от нарушений, а о действиях, делающих веру недействительной, подробно говорится в книге «Расскажи мне о вере».

К главной своей цели шайтан подходит иногда напрямую, а иногда через менее значимые отклонения.  

Рассказывается история одного монаха из сынов Израиля. Два брата, у которых была сестра, хотели уехать. Они хотели доверить ее кому-нибудь и вспомнили о монахе, который никого не трогает, ни на кого не смотрит. Оставили сестру под его присмотром. Этот монах каждый день приходил к ней и оставлял еду у ее дверей. Однажды пришел к нему шайтан и посоветовал постучать в дверь, чтобы она поняла, что ей принесли еду. Потом посоветовал ему дождаться, пока она откроет дверь, а вдруг она болеет или ей что-то нужно. Затем посоветовал спросить у нее, как дела. И он стал стучать в дверь и спрашивать «Как дела?» , – «Альхамду ли-Лляхи, все нормально», – слышит ответ и уходит.  

Затем: «Ну что ты как грубо с ней, зайди, побеседуй», – зашел. И так продолжалось, пока девушка не забеременела. Приходит опять шайтан: «Ты что натворил? Приедут ее братья, ты что скажешь? Убей ее». Он убил ее и похоронил. Приезжают братья. «Где она?» «Заболела и умерла». Братья засомневались, выкопали ее могилу, увидели, что была беременна, и решили наказать этого монаха. Шайтан и здесь не остановился. Этот монах совершил много грехов, но этого еще мало, это не неверие. Шайтан хотел от него большего и сказал ему: «Я тебе помогу, только сделай мне сажда – земной поклон». Он сделал шайтану сажда, и его казнили неверующим.

Вот таким образом шайтан сбил монаха с пути, начиная даже не с совершения греха, а с совершения нежелательных поступков. Исходя из этого, ученые советуют не расслабляться в отношении так называемых малых грехов.

Вторым по значимости отклонением считается многобожие, которое, по сути, является разновидностью нарушения веры, и наказание за которое – вечное пребывание в аду.

(65). Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из Бдительность в отношении шайтана 37 потерпевших убыток».(39:65)

(48). Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех.(4:48)

(72). Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников.(5:72) В многобожие шайтан втянул многих, внушив им, что они не способны напрямую обращаться к Аллаху и что должны это делать с помощью посредников, и о таком мировоззрении говорится в Коране.

(3). Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можн ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует.(39:3)

Таким образом, очень хитро шайтан поступает. Намаз читает – пусть читает, с мольбой обращается, пусть обращается. Но почему просишь только у Аллаха? Вот хороший человек. Проси у него, чтобы был посредником между тобой и Аллахом. И это сегодня присутствует, к сожалению, среди некоторых мусульман, которые обращаются к могилам праведных людей.

(13). Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке.

(14). Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий.(35:13-14)  

Но если не удалось шайтану втянуть человека в большое многобожие, наказанием за которое, как уже выяснили, является вечное пребывание в аду, то начинает втягивать в малое многобожие, за которое портится деяние человека и ему ожидается наказание. Нужно сказать, что Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , опасался для нас такого вида многобожия, и это прозвучало во многих его изречениях:

– Больше всего я боюсь, что вы впадете в малое многобожие – это показуха. Делающим это Всевышний Аллах скажет в Судный День: идите за наградой к тому, ради кого вы это сделали.

– Аллах обесславит того, кто будет рассказывать, и выставит на позор того, кто будет делать что-либо напоказ другим. – Аллах Всевышний сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, если же кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!»

– Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Я сражался ради Тебя, пока не погиб!» Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо сражался ты только ради того, чтобы люди говорили: «Смельчак!» И они говорили так!» После чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад. Затем приведут человека, который приобретал знания, обучал других и читал Коран. Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Я приобретал знания, обучал других и читал Коран ради Тебя!» Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо учился ты только ради того, Бдительность в отношении шайтана 39 чтобы люди говорили: «Знающий!» Читал Коран только ради того, чтобы люди говорили: «Он чтец!» И они говорили так!» После чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад. А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: « Щедрый!» И они говорили так!» После чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад.

– Стремившийся к приобретению такого знания, которого следует искать ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря этому знанию добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая. Значит, если шайтан видит, что человек настроен к поклонению, к совершению намаза, к поискам знаний и он ничего не может с ним поделать, то шайтан будет стремиться испортить его намерение. И нужно обратить внимание на то, что намерение может испортиться после совершения дела. Конечно, мы имеем намерение перед совершением поступка, но это не означает, что после его завершения не надо следить, чтобы намерение не испортилось. Например, я дал садака, и перед тем как дать, у меня было намерение ради Аллаха. Но случилось так, что кто-то увидел, как я дал садака, после чего появилось второе намерение «Пусть увидят, какой я щедрый, а не скупой, как они думают». Значит, мы должны следить за намерением до и после совершения дела. (см. Нравы мусульманина. Часть первая. Искренность). 

Если шайтану не удалось испортить наши деяния, испортив намерения, то он переходит к следующей цели – это нововведение. Очень часто причиной нововведения бывает желание усердствовать и больше поклоняться Аллаху, якобы улучшить состояние мусульман и помочь распространению ислама. Даже сторонники нововведения винят других мусульман в том, что они небогобоязненны или неискренни.

Всевышний Аллах подчеркнул, что никто кроме Него не имеет права узаконить в религии что-либо.

(21). Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания.

(22). Ты увидишь, как беззаконники будут трепещать от того, что они приобрели, когда это падет на них. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, пребудут в Райских садах. Им уготовано у их Господа все, что они пожелают. Это и есть великая милость. (42:21-22)

И Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , подчеркнул запрещение нововведений.

– Когда посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился громким и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает других о приближении вражеской армии словами: «Враг придёт к вам утром!» – или: «Враг придёт к вам вечером!» И посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , говорил: «Я был направлен к людям в то время, когда Час этот стал близок к ним как близки два этих!» – соединяя между собой указательный и средний пальцы. И он говорил: «А затем, поистине, наилучшие слова за- ключает в себе Книга Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах , худшими из дел являются дела новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение!» И он говорил также: «Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа, и если кто-нибудь оставит после себя какое-

Бдительность в отношении шайтана 41 нибудь имущество, то оно пойдёт его семье, тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это – на мне, и я должен буду позаботиться об этом!»

– Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто.

– Внёсший в наше дело то, что не имеет к нему отношения, будет отвергнуто.

Что означают нововведения? Это вмешательство в законодательство нашей религии, и это косвенное обвинение в адрес пророка, да благословит его и приветствует Аллах , что он не передал всю религию и как будто мы исправляем его упущения.

Я не хочу вмешиваться в вопросы отличия между нововведением и обоснованным ижтихадом – стремлением найти ответ на возникшие ситуации, на которые нет, подчеркиваю, прямого ответа, так как это дело ученых и специалистов. Для того, чтобы не втягиваться в многобожие и нововведение, главным орудием после обращения за помощью к Аллаху является знание, обоснованное Кораном и Сунной пророка, да благословит его и приветствует Аллах , и немаловажно всегда спрашивать обладателей знания. Ученые говорят, что шайтану очень легко сбить с пути неграмотно поклоняющегося Аллаху человека. Он неграмотный, поэтому шайтан очень легко может испортить его гибада – поклонение. Не зря Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , подчеркнул преимущество знающего над именно поклоняющимся, а не над незнающим: – Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас. Следующий шаг – это призыв к совершению великих грехов. Совершая великие грехи, человек становится фасиком – распутником, так как Всевышний Аллах перечислил среди признаков благодеющих, что они избегают великих грехов:

(31). Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем).  

(32). Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте са- мих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен.(53:31-32)

Все великие грехи по сути это тяжкие преступления, за которые ожидается великое наказание в этой жизни и в Судный День. Поэтому, конечно, выгодно шайтану привлечь человека к ним. (см. Расскажи мне о вере. Грехи).

О второй причине, в связи с которой шайтан призывает к великим грехам, можно узнать из следующего аята:

(31). Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход.(4:31)

Значит, при отсутствии великих грехов, Аллах стирает малые грехи необязательно посредством покаяния, а посредством благих деяний, и это нам объяснил Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах :

– Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми.

– Совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего искупают прегрешения, совершённые между ними, если только не было среди этих прегрешений тяжких грехов.

Значит, если человек совершил великие грехи, то он теряет шанс на прощение малых грехов посредством благодеяний и, конечно, это очень большая выгода для шайтана.

Шайтан не устает, и если не получилось с великими грехами, то он переходит к малым, так как они хоть малые, но все равно остаются грехами и от них есть тоже плохие последствия:

1. Совершая малые грехи, человек отвлекается от совершения благодеяния.  

2. С помощью малых грехов человек привыкает к греховно- сти и приближается к великим грехам. Поэтому когда в Коране речь шла о запрещении прелюбодеяния, не было сказано «не прелюбодействуйте», а было сказано «не приближайтесь к прелюбодеянию»  

(32). Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем.(17:32)

А это означает, не совершайте малые грехи (посторонние взоры, оказаться наедине с женщиной, соблазнительная одежда, походка и речь и.т.д.), которые приблизили бы вас к такому великому греху, как прелюбодеяние.

3. Из-за скопления малых грехов, тем более без покаяния, сердце человека черствеет и перестает принимать добро, не может освободиться от зла.

(14). Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. (83:14)

За счет чего их сердца оказались окутаны, и чем? Нам объяснил Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах : «Грехи собираются на сердце как волокна, из которых делают циновку, один грех за другим. Если сердце впитывает этот грех, не отказываясь от него, то на серд- це появляется черная точка. Потом вторая. И собираются грехи до такой степени, что окружает сердце ар-ран (оболочка)».

4. Конечно, кроме пророков нет безгрешных людей, но все таки упорствовать в совершении малых грехов – это не из качеств богобоязненных:

(133). Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных,

(134). которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро.

(135). Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха

44 Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина. Часть вторая и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили,

(136). воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!(3:133-136)

И у ученых бытует такое правило: нет великого греха после покаяния (т.е. покаяние стирает и великий грех) и нет малого греха при упорствовании (т.е. из-за упорства без покаяния малый грех приобретает статус великого).

Если наша богобоязненность окажется такой высокой и шайтан не сможет реализовать свою цель в отношении малых грехов, то он переходит к следующему шагу. Это – злоупотребление в совершении нежелательных поступков (макрух), за которые грех не записывается, или разрешенных поступков, от которых нет вознаграждения, тамк как оба поступка отвлекают нас от получения вознаграждения и делают наше время непродуктивным. К тому же, нежелательные поступки могут оказаться первым шагом к грехам.

Например, если человек спит 10 часов в день, 4 часа смотрит телевизор, 2 часа у него уходят на обед, ужин и завтрак, беседует по телефону с друзьями 2 часа. Ушло уже 18 часов. Хотя в этих поступках явной греховности нет, но почти весь день потерян без продуктивности. Конечно, мы не говорим, что нам нельзя спать, кушать и расслабляться, но нужно сбалансированно выстраивать расписание дня (см. Бдительность в отношении времени).

И все равно, на этом шайтан не останавливается. И следующий его шаг направлен на то, чтобы мы поменьше зарабатывали вознаграждение. Например, выбрать между чтением намаза дома или в мечети. За чтение намаза в мечети вознаграждение больше в 27 раз. Будем считать, что читающий намаз дома не совершает грех (хотя некоторые ученые считают, что чтение намаза в мечети является обязательным делом), но он однозначно теряет возможность умножения вознаграждения на 27 раз.  

Я помню, в одной из мечетей был организован лагерь. Один варил плов для учащихся, дело было в пятницу, но повар не пришел на пятничный намаз, и когда задали ему вопрос: «А почему ты не читал намаз?» – он сказал: «Я же варил для вас плов, это же тоже поклонение». Конечно, это поклонение, но это желательное дело, а пятничный намаз является обязательным делом и для него фиксировано определенное время, поэтому нельзя было его оставлять ради приготовления пищи. Значит, для того чтобы не обманул нас шайтан, мы должны знать эти тонкости. И еще раз напомним о том, что Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , подчеркнул преимущество знающего над именно поклоняющимся, а не над незнающим:

– Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас.

Потому что знающий хорошо умеет разобраться, чем ему в то или иное время заниматься и откуда доход больше.

В отношении шайтана мы никогда не должны быть спокойны. Если мы перешагнули неверие, то не должны успокоиться, мы должны работать, чтобы не попасть в многобожие. Если мы это перешагнули, должны тогда охранять свое поклонение от показухи и нововведения. И так дальше нужно бороться с шайтаном, чтобы он не смог реализовать свои цели, а для такой борьбы необходимы богобоязненность и знания в религии.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту