ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Этика расходования на пути Аллаха


1. Искреннее намерение. Самое важное, что требуется от мусульманина при любом поступке – это быть искренним в своём намерении: давать закят и раздавать садака только ради Аллаха, а не ради показухи – чтобы люди меня хвалили и хвалили мою щедрость, ни ради каких-то корыстных целей, ожидая получить что-то взамен от людей. Примером последнего может служить раздача милостыни для получения голосов избирателей. Когда речь идет о закят или садака, искренность проявляется в том, что я в дальнейшем не хочу получить ни пользу, не хочу похвалы со стороны бедного или людей. Всевышний Аллах сказал:

(6). Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями.
(7). Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается.
(8). Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней.
(9). Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!
(10). Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня».
(11). Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью. (76:6–11)

Тем более, я не должен упрекать бедного, как будто его пропитание от меня зависит. Всевышний Аллах сказал в Коране: (264). О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. (2:264)

Почему Аллах приводит эту притчу? По той причине, что когда Всевышний Аллах говорил о садака, Он сказал, что садака – это посаженное зерно, из которого выросло семь колосьев, в каждом из этих колосьев по сто зерен. Это значит, что вознаграждение от садака увеличивается до семисоткратного размера. Но если у человека, дающего садака, неискреннее намерение, то его зерно как будто бы посажено на гладкую скалу, покрытую слоем земли. Дождь выпал для того, чтобы полить землю, вырастить зерно, но из-за непрочной основы земля просто смылась со скалы, и его благодеяние (зерно) не умножилось, а смылось по причине неискреннего намерения.

Есть люди, у которых намерение может портиться из-за большого количества даваемой садака, ради похвалы со стороны людей. А есть те, кто беден, и стыдится малого размера своих пожертвований, что приводит к отказу от подачи садака, и это тоже вариант испорченного намерения. Поэтому не надо думать, что если даешь всего рубль, можно не следить за намерением. Если человек боится плохих слов людей из-за небольшой суммы, выдаваемой в качестве садака, это также является испорченным намерением.

Поэтому, давая садака, помните, что у вас не должно быть никакого интереса в отношении людей, абсолютно никакого. На необходимость быть искренним при расходовании на пути Аллаха указывают слова Посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах: «Семерых укроет Аллах в Тени Своей в тот день, когда не будет иной Тени, кроме тени Его (из них): того, кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». Но для того, чтобы с помощью милостыни оказаться в тени Всевышнего, нужно быть искренним в этом деле. Об этом красивым образом указано в изречении «кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» – не то что люди не узнали, а даже левая рука не узнала! Вспомните изречение, в котором Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, говорит о троих, которые в первую очередь попадают в Ад, из них: «А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях и он признает их, а потом Аллах спросит: «И что же ты сделал в благодарность за них?» Он ответит: «Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе». Аллах скажет: «Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: “Щедрый!”, – и они говорили так!», – после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в ад».

Передается, что когда обмывали после смерти тело Али Зайн аль-Абидина – одного из правнуков Пророка Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах, обмывающий его тело обратил внимание на следы от веревок на спине. Позже он задал вопрос его родственникам, не работал ли он грузчиком. Родственники сказали, что он никогда не работал грузчиком. Потом выяснилось, что Али Зайн аль-Абидин, да будет доволен им Аллах, по ночам, чтобы никто не заметил его, таскал мешки с мукой, зерном и прочим бедным женщинам города. Таскал именно ночью, оставлял у двери и просто уходил. Почему он делал это? Он скрывал, чтобы не было показухи.

Один праведный ухаживал за женщиной, бывшей слепой, глухой и немой. На вопрос, почему он ухаживает именно за этой женщиной, ответил: «Она слепая – не видит меня, а значит, не может знать, кто я. Глухая – не может узнать даже по голосу. И немая – не может даже поблагодарить».

2. Как лучше расходовать на пути Аллаха – скрыто или открыто? Всевышний Аллах сказал: (271). Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это – лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете! (2:271) На основании этого аята мы понимаем, что оба варианта допускаются. Поэтому есть моменты, когда нужно скрывать свое расходование, и есть моменты, когда, наоборот, нужно открыто расходовать. Основа это – скрытость. Потому что это защищает намерение расходующего от показухи и защищает бедного, принявшего помощь, от унижения.

Представьте, один своему брату при всех говорит: «Брат, у тебя трудности появились? Тебе нужна помощь? Вот возьми, я тебе помогаю». Это для бедного обида, своего рода унижение его и неуважение к нему. Тем более, что, согласно аяту, некоторые бедные настолько скромные, что обращаются за помощью только тогда, когда уже нет иного выхода. А некоторые даже и в такой момент не обращаются.

(273). Милостыня полагается беднякам, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом. (2:273)

Поэтому, когда к одному мусульманину пришел брат с просьбой о помощи, он зашел домой, взял деньги и отдал тому. Когда вернулся домой, плакал. Жена спросила, почему он плачет. Он ведь помог, почему еще и плачет. Он ответил: «Я плачу потому, что я принудил его меня просить». Видимо, он знал этого брата, но не знал, что тот нуждается в его помощи. Значит, когда мы перед другими людьми даем кому-то садака, это ставит человека в неудобное положение, а для расходующего существует риск изменения намерения в сторону показухи. Исходя из этих двух соображений, лучше давать садака скрытно. В каких случаях можно расходовать или даже нужно расходовать на пути Аллаха открыто? Например, когда нужно побудить других дать садака. На сегодня, к сожалению, часто присутствует предмет обмана при обращении за помощью. Многие просят, а на самом деле они не нуждаются, другие притворяются, чтобы получить деньги даже на наркотики. Поэтому многие боятся помочь незнакомым, в связи с чем иногда истинно нуждающиеся страдают. Представьте, что вы знаете одного, который страдает, и если вы станете ему помогать, то другие подключатся, потому что они вас уважают и доверяют. В таком случае вам не нужно скрывать от них, что помогаете ему, но необязательно помогать прямо при них, чтобы не обидеть его. Бывают и другие случаи в жизни, когда нужно мудро оценить ситуацию и разобраться в том, что лучше – скрывать или раскрывать свой поступок. Но когда вы открыто расходуете на пути Аллаха, вам нужно быть очень осторожными, чтобы не испортилось ваше намерение.

3. Расходовать на пути Аллаха только благое. Всевышний Аллах в Коране сказал: (267). О вы, которые уверовали! Расходуйте благое из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. (2:267)

Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Поистине, Аллах является Благим и не принимает ничего, кроме благого». Является благим то, что заработано разрешенным путем и само по себе не является запрещенным имуществом (например, алкоголь или мясо свиньи). Представьте, что вы дарите человеку ту вещь, которую он ненавидит. Разве это уважение к нему? Всевышний Аллах ненавидит заработанные запретным путем деньги. Конечно, считается неуважением к Нему, когда один, зная «грязное», запретное происхождение денег, дает из них садака. Тем более деньги заработанные несправедливо, потому что несправедливость – это одна из самых ненавистных вещей для Аллаха. В священном изречении Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, поистине, я запретил для Себя несправедливость и сделал ее запретной для вас, не будьте несправедливы между собой!»

Часто бывает такое, что люди зарабатывают деньги нечестным путем, а потом дают садака, пытаясь «очиститься» от грехов. По этому поводу один ученый сказал очень мудрые слова: «Тот, кто дает садака от запретных денег с целью очищения, будто бы смывает нечистоты (наджаса) мочой». То есть, таким образом он делает только хуже. Однажды Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, увидел человека, который украл яблоко на рынке, потом пошел дальше и отдал его одной старухе. Абу Ханифа позвал этого человека и сказал: «Ты совершил два греха: первый – это то, что ты украл; а второй грех – то, что нарочно даешь садака именно от того, что ты украл».

Удивительно, что даже многобожники города Мекки, еще до прихода Пророка Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах, когда Священный Дом Аллаха – Кааба – была разрушена потопом, чтобы перестроить ее, решили использовать на это дело только чистые деньги. Они знали, что одна часть их денег заработана процентами, нападениями на другие племена, а другая, чистая часть – честным путем, от торговли. Эти люди поклонялись идолам, но даже они боялись вложить в перестройку дома Аллаха нечистые деньги. Нельзя давать садака от денег, которые были заработаны запрещенным путем. Исключение из этого правила ученые делают только для того, кто не знал, что он зарабатывал запретным путем, но потом ему об этом сказали, и теперь он не знает, что делать с этими деньгами. Использовать ли для себя, просто выбросить или же дать их в качестве садака. В этом случае ученые говорят, что лучше раздать их как садака, чтобы очиститься от этих денег. Тогда человек может получить вознаграждение за то, что он избавился от запретного, и эти расходованные деньги не будут считаться садака, т. к. Аллах принимает только благое. Или же есть другой вариант: например, человек знал, что он добывает деньги запретным путем. Но раскаялся в этом, хочет прекратить этот грех и избавиться от уже заработанных денег. В этом случае тоже предпочтительнее раздать их, как садака. Только в этих двух случаях «грязные» деньги разрешаются в качестве садака. Но нарочно продолжать зарабатывать нечестным путем и давать садака – это, повторюсь, неуважение в адрес Аллаха.

Когда мы расходуем на пути Аллаха, мы должны помнить, что расходуемое в первую очередь падает в руки Аллаха. Вспомните изречение, в котором Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную цене половины финика, из своего благоприобретённого состояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого! – Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы».

Поэтому делайте так, чтобы только благое было дано Аллаху. Передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, не то что только благое раздавала на пути Аллаха, но она прежде чем давать садака, даже мыла руки. Когда её спросили, почему она так делает, ответила: «Потому что садака, прежде чем упасть в руки бедного, падает в руки Аллаха».

4. Расходовать не только благое, но даже наилучшее из того, что мы имеем. Конечно, Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, велел при сборе закят не брать самого ценного из их имущества, скажем, самую лучшую скотину, за которой больше всего ухаживает хозяин, и это выражается в его словах Мугазу, когда он отправил его в Йемен и сказал: «…Извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность давать садака, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества (в качестве закят) и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между таким проклятием и Аллахом!»

Поэтому выбрать наилучшее считается желательным поступком по усмотрению хозяина. Всевышний Аллах говорит: (267). О вы, которые уверовали! Расходуйте благое из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. И не устремляйтесь к дурному из этого, чтобы расходовать – чего бы вы и сами не взяли, если бы не зажмурили на это глаза. И знайте, что Аллах богат и славен! (2:267)

Подбирайте для раздачи милостыни ту часть, которую вы бы взяли для себя, если вам предложили выбирать, а не ту часть, которую вы бы взяли только из-за глубокой нужды и то зажмурили бы при этом глаза. Это, конечно, уже этика расходования на пути Аллаха. Хотя с учетом реалий жизни и менталитета, я бы посоветовал для начала отдавать ненужное, а не складировать на балконе, после его заполнения в гараже, потом на даче и т. д. Почему у некоторых варенье лежит годами? Или одежда – открываешь шкаф, а потом чуть ли не силой приходится его закрывать. Лучше по мере ненадобности отдавать вещи, чем десятилетиями складировать их в шкафу. Но, конечно, высший уровень веры – это когда человек дает именно то, что сам любит. Всевышний Аллах об этом говорит в Коране: (92). Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает. (3:92)

Услышав этот аят, Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, подошёл к Посланнику Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…» – а самым любимым из принадлежащего мне является для меня сад Байруха, так пусть же он станет садака ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ему обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй его, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению». На это Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать его своим родным и близким». Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я сделаю это, о Посланник Аллаха», – а потом он разделил сад между своими родственниками и сыновьями своего дяди. Стоит отметить, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, велел начать с тех, кто ближе – с родственников.

Продолжая эту историю, хочу обратиться к нашим сестрам и сказать, что мне понравилась реакция его жены на это известие. Абу Тальха пришел в сад и встретил там жену со своим сыном, который держал в руках финик, намереваясь его съесть. Тогда он сказал ей: «Это уже не наш участок, я его отдал в качестве садака». Жена подошла к своему сыну, взяла у него из рук финик и сказала: «Сынок, это уже не наш финик, положи его и выходим отсюда». Представьте, произошло бы это сегодня, что бы сказала ему жена: «Ты что, с ума сошел, что ли? Ударился в религию, сделался фанатиком?» Конечно, по поводу этой истории можно сказать, что мечтать не вредно. Но дай Аллах нам себя довести хотя бы до уровня расходования на пути Аллаха вообще, а следующий шаг – это отдавать благое, не давая на пути Аллаха «грязные» деньги, проявляя тем самым неуважение ко Всевышнему, а в последующем быть готовым отдавать самое любимое.

5. Не обижать и не унижать того, кому дается помощь. Достоинство мусульманина важнее всего, и нельзя ни в коем случае посягать на него. Поэтому не допускается унижать мусульманина упреками и оскорблениями. Всевышний Аллах сказал:

(262). Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.

(263). Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Богатый, Выдержанный.

(264). О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. (2:262–264)

Передается, что когда бедняк подошел вечером к дому Али, да будет доволен им Аллах, чтобы просить помощи, тогда Али, да будет доволен им Аллах, велел потушить свет. Когда спросили почему, он сказал: «Чтобы я не видел выражения неудобства на лице просящего, от этого ему неудобно, и чтобы я не знал его лицо, потому что если потом встречусь с ним, тоже будет ему неудобно смотреть мне в лицо».

6. Кому положено давать садака или закят? Следующий очень важный момент: кому давать садака и закят, как расходовать деньги на пути Аллаха? Некоторые братья, тем более богатые, хотят просто скорее избавиться от денег и для них неважно, куда и на что они ушли. Ислам не сторонник того, чтобы человек бросал свои деньги. Если я могу, то должен знать, кому или на что даю садака. Потому что я заинтересован в том, чтобы получить от своей благотворительности максимальное вознаграждение от Аллаха. В некоторые места я могу пожертвовать и получить, скажем, миллион вознаграждений, а в некоторых могу и вовсе не получить вознаграждения. Ислам учит не только быть щедрыми, но и тому, как быть щедрыми. Учит не только быть добрыми, но и тому, как быть добрыми. Именно поэтому Всевышний Аллах четко в Коране описал, кому дается закят:

(60). Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый. (9:60)

Здесь перечислено 8 категорий. Когда я хочу давать закят или садака, нужно, чтобы мои деньги шли именно на одну из этих категорий. Первая категория – это неимущие и бедные. Кто является неимущим? И кто является бедным? Ученые склоняются к тому, что нужно смотреть на условия, в которых живет человек: местность, количество людей на содержании и т. д. Неимущий в Казани – это один человек, неимущий в деревне – другой. Неимущий в России – один человек, неимущий в Америке – другой. Ученые говорят, что здесь нужно применять такое понятие, как прожиточный минимум. У кого состояние ниже этого минимума, тот бедный. По России этот минимум составляет приблизительно 5000 рублей на человека. Значит, на семью из двух взрослых и двух детей должно быть 20000 рублей. Если заработок составляет только 15000 в месяц, значит, этот человек – тот, кому положено давать деньги из закят или садака.

Есть и другая группа ученых, которая имеет более обширные понятия. И по этим понятиям, наверное, все мы имеем право получать закят. Говорят, что садака и закят можно давать тому, кто не выплачивает закят. Если человек не в состоянии платить закят, значит, он бедный по определению Ислама. Они ссылаются на изречение Пророка Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах : «Закят – это то, что берется у богатых и дается бедным». А кто богатый? Богатый тот, у кого есть нисаб, и он платит закят. Правильно? Значит, если у меня нет этого нисаба, если я не обязан давать закят, значит я имею право принимать деньги от закят. Это по рассуждению других ученых. Но более достоверно первое мнение.

Чем отличается неимущий от бедного? Неимущий на арабском языке звучит – факир. А бедный на арабском языке– мескин. Чем отличается факир от мескин? В литературе, которую я прочел, особых определений на этот счет нет. Просто говорится, что Всевышний Аллах упомянул неимущего и бедного для подтверждения того, что этим людям нужно давать, потому что оба нуждаются. Не думаю, что нам стоит вникать в эти отличия, достаточно знать, что тот, у кого доход ниже прожиточного минимума, однозначно нуждается в помощи. Следующий вопрос – сколько давать закят одному человеку? Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Дайте людям столько, чтобы обогатить их». Имеется в виду, что желательно отдать большую сумму одному человеку, чем раздробить её и дать незначительные суммы нескольким. Лучше прийти к одному человеку и дать ему достаточного пропитания на 2–3 месяца, тогда у него какое-то время голова не будет беспокоиться, чем же прокормиться. А если, например, один семьянин хочет открыть торговую точку или начать какое-то дело, было бы хорошо поддержать его полностью, чтобы он мог достаточным образом зарабатывать, а на следующий год он уже и не будет нуждаться в закят.

Еще одна тонкость относительно бедных. Если человек беден, но при этом здоров и силен, в состоянии зарабатывать, можно ли ему давать помощь или нет? Некоторые ученые говорят, что нет, опираясь на случай, когда к Пророку, да благословит его и приветствует Аллах, пришли два сподвижника и просили садака, а Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, смотрел на них укоряющим взглядом, означавшим, что они два сильных мужчины что-то просят. В другом случае, когда один просил помощи, Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, спросил: «У тебя есть что-нибудь на продажу?» Он сказал: «Коврик». Тогда Пророк Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, велел ему принести и предложил купить сподвижникам. Один его взял за два дирхама тогда Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «На один дирхам купи себе кушать, а на второй – купи топор и иди работать».

Конечно, здесь не все решает сила, может быть и так, что человек просто не может заработать, хотя трудится изо всех сил. В таких случаях можно давать. Но если человек не старается заработать, хотя в состоянии сделать это, ему человеку лучше ничего не давать. А если давать его семье, то минуя его. Ведь из-за его лени страдают жена и дети. На самом деле такие люди есть среди мусульман, которые привыкли приходить в мечеть за помощью. Я был в мечети и видел там здорового сильного мужчину. Хазрат говорит: «Клянусь Аллахом, он уже приходит и требует. Это было 2–3 года назад, мы ему просто помогли, а сейчас он привык к тому, что по приходу в мечеть ему дадут столько-то денег, а не дают – начинает скандалить».

Поэтому нужно знать в этом плане, кому давать закят или садака. Следующая категория людей, которым полагается закят – те, кто занимается его сбором и распределением. Не будем долго останавливаться на этой теме, отметим только то, что эти люди, чтобы собрать закят, затрачивают свое рабочее время, а у них также есть семьи. Из собранных от закят средств нужно покрыть их нужды и расходы. Не только расходы на еду, но и на жизнь вообще. Это слова Аллаха, что этим людям платится закят. Поэтому мы не имеем даже права как-то попрекнуть мусульманские закятные фонды в том, что они выплачивают зарплату своим рабочим из собранных средств.

Еще одна категория – люди, чьи сердца вы хотите завоевать. Имеется в виду, приблизить их к Исламу. Это могут быть новообращенные мусульмане, которых нужно поддержать. Не нужно думать, что здесь идет призыв подкупать идеологию людей, попытка заманить их деньгами. Нет, здесь другая цель. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, говорил, что бедность чуть ли не стала неверием, настолько это большое испытание. И сам Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, часто просил у Аллаха: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от неверия и бедности».

Бедность – это большое испытание. Бывает, что некоторые не выдерживают его. Тем более новички в Исламе. Если есть два бедных человека, но для одного бедность гораздо большее испытание, чем для другого, вот первому и надо помочь, чтобы он не испортился. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, после одной битвы распределял трофеи. И почти все отдал новичкам – они все были курайшитами, то есть из его народа. Не дал даже анасарам, которые сильно поддержали его, когда он к ним переселился. Дошло до Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, что ансары обиделись, и некоторые подумали, что он так сделал, потому что новички являются курайшитами, как и он. Тогда он велел одному из ансаров собрать их всех и выступил перед ними, сказав: «О ансары, разве вы не были заблудшими, я приехал к вам и наставил на прямой путь? Разве вы не были бедными, я приехал к вам, и вы разбогатели? Разве вы не были врагами, я приехал к вам, и вы примирились?» Они сказали: «Правильно, о Посланник Аллаха».

Потом он сказал: «О ансары, вы могли сказать: «Он приехал к нам изгнанным – и мы приютили его, обвиняемым во лжи – и мы поверили ему, слабым – и мы укрепили его». И если бы вы это сказали, я бы подтвердил и сказал: «Да». О ансары, клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то таким) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство, иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их. О ансары, вы не хотите, чтобы люди вернулись с деньгами и скотиной, а вы с Посланником Аллаха?» Ансары, услышав эти слова, заплакали и сказали, что ничего не хотят, кроме как вернуться с Посланником Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах.

Еще один случай. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, от одной битвы имел очень большие трофеи, большое стадо верблюдов. Однажды они проходили вдвоем с захваченным в плен вождем племени мимо этого стада. Этот человек похвалил верблюдов. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, спросил: «Хочешь ли ты их забрать себе?» Тот ответил: «А кто же не хочет получить такое богатство?» Тогда Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Забери их, они – твои». После этого тот пошел к своему народу и сказал: «Клянусь Аллахом, Мухаммад раздает таким образом, как будто он никогда не боится остаться бедным». Он принял проявленную щедрость за крепость веры, за убежденность, что только Аллах дает на пропитание и все находится в Его руках. И прекрасно понял, что мусульмане не сражаются ради трофеев и мирской жизни. После этого он принял Ислам. Поэтому, если мы видим, что наша помощь может приблизить сердца каких-то людей к Исламу, должны им помочь. Представьте, что смотрит наш сосед-христианин про мусульман по телевизору? Не буду говорить что, вы и так постоянно видите эту антирекламу. Посмотрит очередную передачу, увидит пришедшего к нему бородатого мусульманина, что подумает? А если этот мусульманин ему в чем-то поможет, он будет говорить людям: «Вот мой сосед – мусульманин, не то что он не является угрозой, он даже помогает людям».

Но следует сказать, что поскольку закят дается только мусульманам, под эту категорию попадают только новопринявшие Ислам (см. ниже «Разница между закят и садака при их расходовании»). Следующая категория – для выкупа рабов. Думаю, на сегодня это не так актуально, хотя в некоторых странах Африки до сих пор есть понятие рабовладения. Ислам внес значительный вклад в избавление от такого понятия, как «рабство», потому что в Коране есть призывы к освобождению рабов по разным причинам, например, искупление неисполненных клятв. Затем идет категория должников. Опять-таки, если помогать таким людям, то лучше помочь одному человеку полностью рассчитаться с долгами, чем нескольким – частично. Даже если человек зарабатывает, но при этом он должник, я имею право давать ему закят. Потому что любой долг – это огромная нагрузка на человека. Вдобавок, завтра к этому долгу может прибавиться еще что-нибудь – сломается машина, нужны деньги на операцию или что-нибудь подобное.

Следующая категория – на пути Аллаха. Что это значит? Закят – это права бедных мусульман в обществе. Поэтому ученые, говоря об этом пункте, считают, что здесь имеются в виду люди, работающие на пути Аллаха. К примеру, он учится в мусульманском университете, хочет знаниями оказывать поддержку Умме, а у него есть семья. Поэтому здесь не имеется в виду строительство мечетей и прочее. Ученые говорят, что на пути Аллаха – это значит людям, работающим на пути Аллаха. Тем, которые обучают, учатся и так далее, но только людям. Исключение составляет только тот случай, когда в каком-то городе или селении нет ни одной мечети. Или когда мечеть есть, но ее недостаточно для поднятия Ислама, и мусульмане очень нуждаются в новой мечети. Только в таких случаях можно тратить на это средства из закят, т. к. это стало одним из приоритетов мусульман всего города. Но, например, в Саудовской Аравии – на каждом углу мечеть или молельная комната. Там уже однозначно нельзя расходовать закят на строительство мечетей. Значит, одна из основ закят – что он дается только людям мусульманам, что закят – это право бедных мусульман на богатых.

Также есть категория путников – тех, которые находятся в пути или которым надо вернуться домой. Такому человеку можно уделять из закят определенную долю. Те же самые пути расходования будут для закят аль-фитр. Этот вид закят касается каждого из нас, мы его платим в месяц Рамадан. Он тоже не расходуется для строительства мечети или издательства книг и прочего, а дается только бедным мусульманам и тем категориям людей, о которых мы говорили. Вот этот момент нужно подчеркнуть, потому что некоторые думают, что закят можно расходовать на любое благое дело. Конечно, когда речь идет о расходовании, мы должны начать с близких родственников. Всевышний Аллах сказал: (215). Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». (2:215)

И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Подаяние неимущему это только подаяние, а оказание помощи родственнику это две вещи – подаяние и поддержание родственных связей (таким образом, человек, оказывающий помощь нуждающемуся родственнику, получит две награды)».

Но закят категорически запрещается давать тем, кого ты сам обязан содержать – отцу, матери, жене детям. Некоторые ученые включают сюда даже дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек. Здесь мы говорим о закят, а не о садака. Но, предположим, ситуация такова, что мой отец в долгах. Я обязан его содержать, но долги выплачивать не обязан. Тогда я имею право тратить закятные деньги на выплату этого долга. Также в эту категорию попадает жена. Я не имею право давать закят своей жене, потому что обязан ее содержать. Но жена не обязана меня содержать. Поэтому, если она из тех, кто выплачивает закят, а я являюсь одним из тех, кому положено получить закят, она может выплачивать закят мне.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту