Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 3 / Обязательная милостыня / Этика расходования на себя и на тех, кого мы обязаны содержать
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Этика расходования на себя и на тех, кого мы обязаны содержать


1. Нужно расходовать по мере своих возможностей. Всевышний Аллах сказал:

(215). Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». (2:215)

Также Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , призвал нас расходовать в первую очередь на свою семью и близких:
– «Начинай же расходовать с тех, кто находится у тебя на попечении».
– «Потратив динар на пути Аллаха, и динар на рабов, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, наибольшую награду получишь ты за тот динар, который потратишь на свою семью».
– «Достаточно человеку греха, если он погубит тех, кого он должен кормить».

О том, в каких размерах нужно расходовать на семью, Все- вышний Аллах сказал:

(7). Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение. (65:7)

«Пусть обладающий достатком расходует сообразно своему достатку» – на кого? – на жену, на детей и так далее. А ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах, ни больше, ни меньше. Аллах не требует невозможного. И жена должна это понимать и не требовать больше, чем ее муж зарабатывает. Это тоже важно подчеркнуть. Аллах говорит: «Пусть расходует из того, что Аллах дал ему». Аллах дал ему зарплату 5 тысяч – пусть расходует эти 5 тысяч на семью. Всевышний Аллах говорит: «Аллах ни на кого не возлагает больше того, что он даровал ему». Поэтому, когда некоторые наши сестры опираются на то, что их муж обязан их содержать с учетом минимального прожиточного минимума, это все по шариату, но если он в связи с трудностями по работе не смог, неужели будете требовать развод? Разве не лучше поддержать его в трудный момент и быть с ним и в горе, и в радости? Обязательства мужа содержать жену не подразумевают обязательное ее содержание в богатстве и роскоши. Твой муж работает, например, водителем троллейбуса.Зачем ты требуешь с него, как будто он у олигарха личным водителем работает? Как можно это требовать? Какое право имеет жена требовать в данном случае?

Если же твой муж зарабатывает пять тысяч, и он расходует их только на себя, да к тому же, не дай Аллах, еще и выпивает на эти деньги и ничего не дает семье, тогда жена имеет полное право возмущаться. Или если он не работает и не ищет работу, то тогда тоже можно требовать. Однажды одна женщина подошла к Про- року, да благословит его и приветствует Аллах , и жаловалась, что её муж, имея деньги, не дает ей для расходования на семью, на что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах , ответил: «Бери (без его ведома) сколько нужно тебе и твоим детям».

Но если ты видишь, что твой муж работает, трудится, старается, а у него получается всего пять тысяч. Что, требовать двадцать тысяч? Откуда он их возьмет?

В данном случае нужно его поддержать, а не требовать, а то он начнет искать деньги запретным путем. Тогда будет хуже и для него, и для семьи в целом. Вспоминай слова праведной женщины, которая говорила мужу, провожая его каждое утро: «Бойся Аллаха и не приноси нам ничего запретного. Мы готовы выносить голод, но мы не готовы выносить мучения в аду».

2. Расход на семью не снимает обязанность выплатить закят.

Если мое имущество облагается закятом, я не имею права не выплачивать его, оправдываясь тем, что должен кормить семью. И в случае обязанности выплатить закят, неуместно ссылаться на слова Пророка, да благословит его и приветствует Аллах : «Наибольшую награду получишь ты за тот динар, который потратишь на свою се- мью». Потому что здесь речь идет о добровольной милостыне, а не о закяте. Значит, после того, как я заплатил закят, оставшееся у меня имущество – вот это то, что я расходую на семью.Семья не может быть причиной уклонения от выплаты закята.

3. Нельзя излишествовать при расходовании. Всевышний Аллах говорит в Коране:

(31). О сыны Адама! Берите свои украшения у каждой мечети; ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих! (7:31)
(67). Когда они расходуют, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями. (25:67)

Также о том, что нельзя излишествовать, говорится в изречениях Пророка, да благословит его и приветствует Аллах :
– «Ешь и пей, одевайся, давай милостыню без излишества и без гордыни».
– «Поистине, Аллах Всевышний желает, чтобы совершали вы три дела и ненавидит, чтобы совершали вы три других: желает Он, чтобы вы поклонялись Ему и не поклонялись наряду с Ним ничему иному, и чтобы держались все вы за веру в Аллаха (Ислам) и не разделялись, а ненавидит Он, чтобы занимались вы пересудами, задавали множество вопросов и понапрасну расходовали свои средства».

Конечно, здесь можно задать вопрос: «А что значит не излишествовать?» Что считается излишним? Я, конечно, не могу ответить за вас на этот вопрос. Всевышний Аллах не давал нам четких разграничений. Он сказал: «ешьте и пейте, но не излишествуйте». Потому что излишнее каждый из нас должен сам определить для себя. Я не могу вам сказать, что есть излишнее для вас. Я могу знать, что является излишеством для меня. Что я могу одну тарелку еды съесть, предположим. Если я ем две тарелки супа, причем в конце уже с помощью ударов по спине – это для меня излишне. Аллах по Своей милости не давал определения, потому что излишнее – это относительное понятие.

Но если остается столько пищи, что вы выкидываете ее в мусорку – это однозначно излишество. Я понимаю,первый раз могли не угадать с количеством. Но когда семья живет вместе несколько лет, уже понятно, сколько нужно.

Когда, например, я после еды не провожу куском хлеба и не убираю остатки пищи с тарелки, это тоже излишество.Потому что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , сказал о том, что баракят (благословение) может оказаться в этих остатках, которые многие оставляют, потому что боятся, что остальные посмеются над ними или станут их упрекать. Однажды мои друзья посетили в Ливане магазин, продающий сладости. Там продавались очень дорогие сладости вроде пахлавы и прочего. Они заказали себе каждый по три-пять кусков в тарелке и сидят кушают. Один работник ресторана стоит и на них смотрит. Они друг другу говорят: «Вот видите, как на нас смотрят? Это, наверное, потому, что мы не должны съесть все, иначе скажут, что вообще голодные люди. Давайте каждый пусть по одному куску оставит». А тот, оказывается, ждал, чтобы забрать себе эти куски. И каждый оставил по два куска, а он потом подошел, и с радостью съел, что они оставили.

Когда у меня остается в тарелке еда, я ее съедаю. Это не потому, что я не видел еду, это не потому, что я такой голодный, это не потому, что я такой жадный. Это потому, что я уважаю блага Аллаха, которые Он даровал мне. Аллах дал – я уважаю. И с другой стороны, это говорит о том, что на самом деле я сочувствую бедным людям. Когда я ем эти остатки, это признак того, что я не высокомерен в отношении пищи и в отноше- нии того, что Всевышний Аллах даровал мне. Вот такой смысл в этом имеется. И вопрос излишества касается не только богатых, но и бедных в том числе.

Почему излишество является из категории запретных действий? Одна из причин это то, что один человек «выкидывает деньги на ветер», а другой в это же время умирает от голода.И некоторые спрашивают, а почему Аллах не помогает им? Но я задам другой вопрос. Почему, например, один футболист, который очень красиво мяч пинает в ворота, стоит двести миллионов долларов на один сезон? А что, без этого люди жить не могут? Я не говорю, что Ислам – противник спорта, нет,Ислам не против спорта. Ведь спорт – это физическое разви- тие, которое одобряется в Исламе, так как здоровье тела – один из приоритетов шариата. Но неужели так важно спортивные игры, как футбол доводить до такого излишества? Я вам рассказал только про один вид спорта. А в других видах спорта тоже есть дорогие участники, например, в гонках «Формулы‑1».

А с другой стороны, потом думаем: «О, в Африке и других странах детей нужно кормить. А где Бог? Неужели Бог не видит? Неужели Аллах не видит, как умирают дети?»

К сожалению, излишество встречается и среди мусульман,когда к некоторым заходишь домой, а у них даже унитаз из золота – «очень нужно». В некоторых мусульманских странах еда тоннами выкидывается, а в соседних странах мусульмане умирают от голода. Кто в этом виноват? Конечно, тот, кто понапрасну и безрассудно расходует (или вернее выкидывает) свои деньги.

Давайте поговорим о том, какие существуют основные причины излишества.

Первая причина – это отсутствие знания религии. Многие говорят: «Я ничего запретного не покупаю, ничего плохого не делаю. Не трогайте меня! Я живу, как хочу. Деньги есть – покупаю что хочу, главное, не покупать запрещенное».

Это неправильно, потому что когда один покупает безрассудно и потом выкидывает чуть ли не половину того, что он купил, этим самым он совершает то, что Аллах ненавидит.А к тому же он теряет возможность получения вознаграждения,так как если бы он по стоимости того, что выкидывает, давал милостыню, то это было бы ему лучше. Но, к сожалению, некоторым не жалко выкинуть вещь, а жалко её кому-то давать.

Вторая причина излишества – это неправильное воспитание.Если родители баловали своего ребенка и что бы он ни просил, ему покупали: неважно, нужно это или нет, а если он из-за небрежности ломал свои игрушки, они даже без замечания покупали ему другие, это не говорит о любви, а говорит именно о неправильном воспитании. Такой ребенок вряд ли вырастет скромным, который бережет свои вещи и уважает блага Аллаха и сочувствует тем, кто не в состоянии для себя что-то купить.

Третья причина – это облегчение после трудности или богатство после бедности. Некоторые бедные от того, что не привыкли к деньгам, когда их заимеют, не знают, куда девать и как их распределять. Поэтому, к сожалению, у некоторых бедных, когда разбогатеют, появляется высокомерие, они начинают безрассудно расходовать деньги, в том числе на совершение всевозможных грехов. Не зря же говорят, когда твой друг раз- богатеет, нужно с ним заново знакомиться. Потому что он уже становится совершенно другим человеком.

Рассказывается, что один богатый человек жил на втором этаже, а на первом этаже жил бедный человек со своей семьей.И богатый каждый день ссорился со своей женой: это нужно,это нужно, это нужно, этого не хватает и этого не хватает… А этот богач каждый день проходил мимо квартиры своего соседа. А там все тихо, спокойно, как будто никто не живет в этой квартире, нет ни ссор, ни споров. Однажды он решил помочь соседу и дал ему большую сумму денег. И на следующий день ссора поднялась с первого этажа, начали делить, на что и куда.

Один бедный сидит со своей семьей, жена и дети рядом. Он говорит: «Вы знаете, я мечтаю купить машину». Жена говорит: «Я тогда буду сидеть на переднем сидении». Сын говорит: «Нет,я на первом, а ты сзади». И шум поднялся. Отец, еще не купив машину: «Слезайте все с машины. Никого не возьму с собой».

Четвертая причина – это друзья. Друзья, которые излишествуют, и я боюсь показаться перед ними жадным человеком.Вот, к сожалению, на некоторых сильно влияют друзья. «Да вот твой друг тоже директор, фирма такая же, он купил себе новую навороченную машину. Как тебе не стыдно? Давай и ты покупай». Значит, подражание друзьям и знакомым с боязнью оказаться среди них якобы жадным человеком – это также причина излишнего расходования благ.

Шестая причина – это незнание последствий излишества.Знаете, человек, каким бы богатым не являлся, в любой момент может оказаться нищим. Как говорится: «Сегодня деньги есть, завтра их нет». Никто из людей не может гарантировать, что деньги будут всегда. И те, которые этого не понимают и не знают об этом, они, конечно, в этом отношении не берегут себя.

4. Расходовать нужно без предмета высокомерия.
Напомним о вышеприведенном изречении. Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал одному сподвижнику: «Ешь, пей и одевайся без излишества и без гордыни».

Аллах дал – не хвастайся этим, не унижай других людей, когда ты расходуешь на себя. Поэтому, если у меня сосед бедный,а я приношу что-нибудь домой и не могу поделиться с ним, то желательно не показывать это ему или его детям, чтобы не задевать их.

Аллах тебе даровал машину хорошую – это не означает, что ты имеешь право давить людей этой машиной. Не хвастайся этой машиной. Вот некоторые водят автомобиль, как будто он избран Аллахом и все должны пропускать его. Лихачат таким образом, будто люди для них – мусор.

Нельзя использовать свое состояние, пусть честным образом полученное, унижая других, проявляя высокомерие перед ними.

И в этом отношении еще раз напоминаю о Сулеймане, мир и милость ему. Сулейман останавливает свои войска ради одного муравья. Замечает муравья и, чтобы его не растоптать, он останавливается. А некоторые даже перед детьми не думают остановиться.

Дай Аллах, чтобы мы правильным образом расходовали свои деньги. Будь то рубль или миллион рублей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту