Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 3 / Обязательная милостыня / Разница между закят и садака при их расходовании
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Разница между закят и садака при их расходовании


В завершении разговора о путях расходования на пути Аллаха хочу подчеркнуть, что нужно различать между обязательной милостыней (закят) и добровольной (садака). Закят должен быть отдан строго по направлениям, о которых мы говорили выше. Закят дается только людям, закят – это право бедных людей в обществе. Закят нельзя давать немусульманам, он дается только мусульманам. Закят не дается тому, кого я обязан содержать.

Садака же дается на любое благое дело. Она может даваться и на строительство мечети, на оплату ее счетов за отопление, электричество и так далее, на издательство книг – на любое благое дело. И начинать раздачу садака лучше всего с самых близких людей.

По поводу того, можно ли давать садака немусульманам, есть определенные разногласия. Некоторые считают, что нельзя, и ссылаются на изречение Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, в котором он сказал: «Не водись ни с кем, кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных».

Другие ученые считают, что можно давать садака немусульманам и оказывать им помощь, тем более, если это родственники, соседи или друзья по работе. Когда Всевышний в Коране говорил о значимости греха убийства и значимости сохранения жизни людям, Он не упомянул религиозную принадлежность: (32). По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши Посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого преступили границы дозволенного на земле. (5:32)

И Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высунувшую язык и евшую от жажды влажную землю. При виде этого человек сказал себе: “Собаку жажда мучает так же, как мучала она и меня”, – после чего снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись же на поверхность земли, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи.

Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за всё живое». Не то что человеку, но даже и животным. У одного сподвижника сосед был еврей. Однажды он зарезал барана и потом поинтересовался, дали ли соседу кусок от этого барана. Узнав, что не дали, он сказал: «Разве вы не знаете, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Джибриил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».

Но если я уверен, что садака пойдет на совершение грехов, то я не имею права давать её даже мусульманину. Я не имею права давать садака на поддержание разврата и мерзостей. Вот подходит один к вам, пошатываясь, и говорит: «Дайте на хлеб». А на какой хлеб, извините, жидкий или твердый? Видно, какой хлеб. Даже если этот человек самый близкий ко мне, я не могу оказать ему поддержку. И здесь мы также не различаем: это мусульманин или немусульманин. Я не говорю, что нужно подключать к этому делу разведку. Я говорю о том, что имею право следить за тем, чтобы мои деньги, моя садака, мой закят шли только на благое. И если я могу вложиться в какое-то дело, вознаграждение от которого идет долгое время – это еще лучше.

Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: « Когда человек умирает, все его дела прекращаются (имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела) за исключением трёх: непрерывной милостыни (имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели), знания, которым могут пользоваться другие люди (имеются в виду книги, которые написал или завещал покойный, знания, которые он передал другим в качестве наставника и т. д.), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Конечно, мы не собирались говорить о вопросах, касающихся законодательства религиозных обрядов. Поэтому хочу подчеркнуть, что это лишь общие правила по поводу расходования на пути Аллаха. А так нужно при каждом конкретном случае обращаться к знающим, чтобы получить конкретный ответ.

Дай Аллах, чтобы мы были из тех, кто выгодным образом расходует на пути Аллаха.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту