ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Поддержка и улучшение отношений с людьми


Мы все прекрасно знаем, что многие кровавые войны в истории человечества возникали на почве национального фашизма, в том числе Вторая мировая война произошла на этой почве, когда одна нация считала себя выше всех других и что только они имеют право править миром. Некоторые, зная, что религия имеет большой потенциал влияния на людей, своими плохими намерениями втягивали их в войну, ссылаясь на религиозные мотивы, хотя на самом деле религия не причем.

Поэтому борьба с национализмом и его проявлениями – это одна из главных задач Ислама. Такая борьба ведется двумя путями: идеологическим и практическим. Идеологический путь заключается в словах Аллаха и призывах Пророка, да благословит его и приветствует Аллах. Всевышний Аллах сказал: (13). О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали (ознакомились) друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий. (49:13)

Некоторые думают, что мы созданы разными народами для того, чтобы спорить и воевать между собой. А Всевышний Аллах подчеркивает, что это для того, чтобы знакомиться друг с другом. И на самом деле, различие языков, одежды, кухни и традиций побуждает нас к знакомству. Так как если все везде было бы одинаково, то не было бы смысла знакомиться. Я иногда шутя говорю: «Если бы не губадия, я бы не приехал из Ливана в Татарстан». В аяте Всевышний Аллах подчеркивает то качество, по причине которого мы окажемся почитаемыми перед Ним – это богобоязненность. И я вас уверяю, что истинно богобоязненный человек не станет гордиться над людьми или посягать на их права.

Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, подчеркнул равенство между нациями и людьми во многих своих изречениях. Например, именно во время хадж Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, обратился к людям со словами: «О, люди! Поистине, ваш Бог один и ваш отец один, вы все относитесь к Адаму, а Адам (мир и милость ему) создан из земли».

В другой версии изречения передается, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «О, люди! Поистине, ваш Бог один и ваш отец один, поистине нет никакого преимущества для араба над неарабом или для неараба над арабом или для черного над красным или для красного над черным, кроме как по богобоязненности».

А в практическом отношении борьба Ислама с национализмом проявляется следующим образом.

Во‑первых, для того чтобы становиться мусульманином, никогда не обращалось внимания на национальность человека. И изначально принимали Ислам люди различных национальностей. Например, Билял из Эфиопии, Салман из Персии, Сухайб из Рима, да пусть будет Аллах доволен ими всеми. Даже некоторые из этих сподвижников получили статус, о котором не могли мечтать, находясь среди арабов-националистов.

Например, Салман, да пусть будет Аллах доволен им, сподвижник, который выехал из своей родины Персии на поиск истины и попал в рабовладение, пока не приехал в Медину, где он познакомился с Посланником Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, и принял Ислам. Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал про него: «Салман – из нашей семьи, из семьи Пророка». А по поводу Биляла, пусть будет Аллах доволен им, он до Ислама был презренным рабом среди невежественных арабов, а когда принял Ислам, он стал муаззином Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, и когда мусульмане открыли город Мекка Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, попросил Биляла подняться на крышу Каабы и произнести оттуда азан.

Передается, что один араб увидел эту картину и сказал: «Хорошо, что моего отца нет в живых, потому что он бы не мог смотреть на то, что происходит (черный человек, для них раб, поднимается на крышу Каабы)».

Во‑вторых, Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, которого невозможно было заставить гневаться, поскольку он был очень сдержанным, но когда поднимался вопрос национализма, он сильно сердился, даже краснело его лицо и он велел немедленно прекращать разговор. Однажды спорили между собой две группы из жителей Медины (ал-ансар), причем каждая группа относилась к одному племени: одна к аль-Аус другая к аль-Хазрадж, а эти два племени до принятия Ислама постоянно воевали между собой. Каждая группа стала гордиться своим племенем, словно во времена невежества, и когда узнал об этом Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, он вышел к ним с красным от гнева лицом и сказал: «Неужели лозунг невежества поднимаете тогда, когда я еще жив среди вас. Оставьте его, поистине, он – этот лозунг – воняет».

Сообщается, что аль-Ма`рур бин Сувайд сказал: «Однажды я увидел Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который был одет в такую же одежду, как и его раб, и спросил его о причине этого, а он рассказал, что как-то раз при жизни Посланника Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, стал ругать одного человека, попрекая его матерью (речь идёт о чернокожем муаззине Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, Биляле, да будет доволен им Аллах, которому Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, говорил: “О сын чёрной!”). Услышав это, Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал (Абу Зарру): «Поистине, ты – человек, в котором сохранились остатки невежества! (Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, имеет в виду, что гордость своим происхождением свидетельствует о невежестве человека). Поистине, ваши рабы являются вашими братьями и вашими слугами, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его в то же, что носит сам, и не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!» Передается, что после такого поступка Абу Зарр хотел искупить свой грех и подошел к Билялу и сказал: «О Билял, наступи ногой на мою голову».

На что Билял ответил: «Я не стану наступать ногой на голову, которая делает земной поклон Аллаху».

Вернемся к разговору о хадж. Хадж – это всемирный конгресс всех национальностей. Всевышний Аллах собрал всех в одном месте – это долина Арафат, а название места означает «ознакомление», так как именно в этом месте встретились наши прародители Адам, мир ему, и Хава после того, как Всевышний Аллах низвел их с рая. Значит, это место выбрано не случайно, как бы Всевышний Аллах нам говорит, что здесь знакомились ваши прародители, так и вы должны знакомиться между собой, и что важно, Всевышний Аллах велел, чтобы одежда была одинаковой у всех, чтобы все одинаково выглядели перед Аллахом. И это доказывает, что Ислам призывает к единству и равенству между людьми различных национальностей, языков, цвета кожи, традиций и к тому, чтобы они познакомились между собой. Некоторые могут сказать: «Мы были в хадж, но чувства единства между нациями не ощутили, потому что мы в основном ходили со своей диаспорой». Даже если это так, хадж останется одним из сильных доказательств и аргументов против тех, кто пытается поднимать вопрос о превосходстве какой-либо нации, тем более, если он считает себя мусульманином. Хотя при желании можно пользоваться моментом нахождения в хадж для того, чтобы в себе воспитать дух равенства между людьми, глядя хотя бы издалека на эти миллионы стоящих людей со всех стран мира в одинаковой одежде в одном для всех месте.

Кроме национальности, люди различаются по своей профессии, по своему материальному достатку. И что странно, некоторые думают, что если он богаты или занимают большую должность, они перед Аллахом лучше других. Даже некоторые говорят: «Смотрите, как бог его любит! Он стал большим человеком!»

Но отношение Ислама к такому различию такое же, как его отношение к национальному различию, то есть преимущество – только по богобоязненности. И самый бедный, но богобоязненный человек намного ближе к Аллаху, чем сотни безбожных миллиардеров. И богобоязненная уборщица, которой пришлось работать на предприятии, директор которого – небогобоязненный человек, она перед Аллахом несравненна с этим безбожником.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Может быть так, что Аллах обязательно исполняет клятву человека с растрёпанными волосами, покрытого пылью и отгоняемого от дверей других, когда такой человек клянётся Им (то есть даёт клятву в том, что что-либо обязательно осуществится, в искренней надежде на проявление щедрости Аллаха)».

По этому поводу уместно упомянуть следующие аяты Корана. Всевышний Аллах сказал:

(32). Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают.

(33). Если бы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались,

(34). а также серебряные двери и ложа в их домах, на которых они бы лежали, прислонившись,

(35). а также украшения. Все это – всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твоего Господа уготована для богобоязненных. (43:32–35)

Чтобы люди заняли разные должности, это канон Аллаха, без которого невозможно жить. У арабов есть поговорка: «Я – царь и ты – царь, тогда кто напоит осла?». А татары говорят: «Мин – хужа и син – хужа, кежене кем ашата?»

И профессия не говорит о степени перед Аллахом. Даже в этих аятах Аллах подчеркнул, что если бы это не было великим испытанием, из-за которого все люди оказались бы неверующими, Он бы сделал всех неверующих самыми богатыми, а верующих самыми бедными. Это потому, что мирская жизнь перед Аллахом ничего не стоит. Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Если бы мирская жизнь стоила перед Аллахом крыла мухи, Он бы не дал неверующему глотка воды».

Но все-таки, мирская жизнь – не только для неверующих, нет. И среди верующих и среди неверующих есть и богатые, и бедные, и чиновники, и рядовые. Но близость к Аллаху получается только по богобоязненности, и блага последней жизни достанутся только богобоязненным. Такая позиция Ислама проявляется в хадж, при котором видно, что несмотря на то, что в обществе есть разные слои населения – и богатые и бедные, все люди одинаковы перед Аллахом, потому что нет во время хадж привелигии для кого-то, все должны накинуть на себя два белых полотенца, все должны совершать обряды хадж одинаково, все должны под открытым небом ночевать в долине Муздалифа и т.д. Конечно, на сегодня мы слышим о так называемых VIP-группах, но я вас уверяю: как бы ни старались фирмы для них, они по-любому не смогут полностью оградить их от всех трудностей хадж, и они как-нибудь окажутся в толпе. Вспомните тот случай, когда одному пришлось делать сажда между ногами рядового мусульманина из Индии. И даже те, которые избавились полностью от трудностей хадж, и их очень мало, они прекрасно знают, что это им удалось не потому, что Ислам предусмотрел для них особые условия совершения хадж.

Следующая возможность хадж – это приближение мусульман друг к другу и укрепление отношений между ними. Когда мы читаем пятикратную молитву в мечети, приходят в основном те люди, кто живет поближе. Когда мы читаем пятничный намаз (джумга), уже собирается больше людей. Когда мы читаем праздничный намаз, то весь город собирается. А когда мы едем в хадж, собирается вся община мусульман в одном месте.

Почему Аллах собирает всех мусульман в одном месте? При всем желании никто не может собрать столько мусульман с разных точек земли в одной стране и в одно время. Поэтому нужно пользоваться моментом. Как раньше это сделали некоторые халифы, как Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда превратил хадж во всемирный конгресс для ознакомления с состоянием мусульман в разных точках Земного шара. Так же должно быть и сегодня. Аллах дает нам такую возможность, жаль, что мы ею не пользуемся. Хотя у нас сегодня больше возможностей и мы имеем сегодня такие средства связи, которые не имелись раньше. Но на самом деле такой потенциал хадж на сегодня, к сожалению, не используется, но это минус в наш адрес, а не в адрес хадж.

Но и немаловажно, что с помощью хадж мы можем ставить правильный и достоверный диагноз состоянию мусульман. Во время Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах, диагноз был – здоровое состояние, при котором халиф думает о мусульманах и мусульмане думают друг о друге, и мусульмане наподобие единого организма и крепкого строения. А судя по хадж, диагноз на сегодняшний день – разобщенность мусульманской общины и её слабость, как будто это разрушенное здание или расчлененный организм. Ведь Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, охарактеризовал нормальное состояние мусульман и сказал:

– «Поистине, в отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга». И сказав это, он переплёл между собой пальцы своих рук.

– «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

Но, отдавая должное, нужно сказать, что благодаря хадж кое-что из проявлений сочувствия между мусульманами сохранилось, и это выражается в раздаче в бедных мусульманских странах мяса жертвенных животных, принесенных паломниками. Я помню, как в детстве, когда у нас в Ливане шла война, раздавалось мясо, привезенное из Саудии после хадж.

По хадж можно судить о развитии Ислама в каждой стране в отдельности как в количественном, так и в качественном отношениях. Если мы посмотрим, сколько паломников из России ездили в хадж десять лет назад и сколько сегодня едут, то тут же вы удостоверитесь в том, что Ислам в России развивается хорошо. А если еще посмотрим на состав паломников, то мы увидим среди них много молодых и успешных в разных направлениях мусульман. И это тоже очень важный показатель хорошего развития Ислама.

То, что паломнику положено перед отъездом рассчитаться с долгами и попрощаться с родственниками, близкими и друзьями, и то, что многие возвращаются из хадж с новыми хорошими нравственными качествами, все это приведет тоже к улучшению отношений вообще с людьми и с мусульманами в частности.

Дай Аллах, чтобы мы не упустили эти огромные возможности хадж во всех отношениях – улучшение отношений с Аллахом, самовоспитание и улучшение отношений с людьми – и чтобы наша поездка в хадж не оказалась просто любительской или, наоборот, просто трудной поездкой.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту