ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Вступительное слово


К сожалению, некоторые мусульмане превратили религиозные обряды чуть ли не в ритуалы, которые совершаются без определенного смысла или целей, хотя все религиозные обряды не являются сами по себе целью, а они должны привести нас к определенным целям. Если коротко, это три основные цели:

– Поддержка и улучшение отношений с Аллахом.

– Самовоспитание.

– Поддержка и улучшение отношений с людьми.

И об этих трех целях говорится в следующем аяте. Всевышний Аллах сказал: (21). О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. (2:21)

Все религиозные обряды – это и есть основные виды поклонения. Всевышний Аллах указал в аяте, к чему должно вести нас поклонение: «быть может, вы устрашитесь». Богобоязненность – эодин из главных толчков для реализации всех вышеупомянутых целей.

Достижение этих трех целей дает нам возможность притендовать на обещанное преуспевание, на которое Всевышний Аллах указал в следующем аяте: (77). О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете. (22:77)

Поэтому мы будем обсуждать все эти три основные цели при разговоре о каждом обряде в отдельности, если на то будет Воля Аллаха. Но здесь хочу особо подчеркнуть, что самым главным поступком, укрепляющим наши отношения с Аллахом, является выполнение предписанных Им религиозных обрядов. Все разговоры о приближении к Аллаху без выполнения Его предписаний – это явное заблуждение.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность (то есть обязательные религиозные обряды и другие обязанности перед Аллахом), и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного – навафиль (то есть дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его».

Под «близким» (вали) подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого. Это слово образовано от арабского трёхбуквенного корня «вав‑лям-йай». Глаголы разных пород, образованные от того же корня, могут означать «быть близким», «управлять», «быть дружески расположенным», «оказывать содействие» и т. д. В отношении такого человека слово «вали» применяется в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Возможно также, что это слово имеет здесь значение причастия страдательного залога от того же корня, так как Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В «Сахихе» аль-Бухари сказано: «Слово «вали» (друг) является антонимом слова «`адувв» (враг), что же касается слова «вилайа» (дружеское расположение), то оно является антонимом слова «`адава» (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности – ненависть и удалённость.» В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху».

Аллах Всевышний сказал: (62). Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться.

(63). Тем, которые уверовали и были богобоязненны,

(64). им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха – это и есть великий успех. (10:62–64)

И чтобы не повториться при разговоре о каждом обряде в отдельности, хочу здесь напомнить о двух моментах, касаюшихся всех религиозных обрядов. Первый момент касается необходимых условий для того, чтобы любое поклонение в том числе религиозный обряд, были приняты.

1. Совершение обряда искренне, ради Аллаха. Всевышний Аллах сказал: (5). А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера. (98:5)

(162). Скажи: «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – посвящены Аллаху, Господу миров,

(163). у Которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я – первый из предавшихся». (6:162–163).

(11). Скажи: «Мне повелено поклоняться Аллаху, очищая пред Ним веру,

(12). и мне повелено быть первым из мусульман».

(13). Скажи: «Я боюсь, если я ослушаюсь Господа моего, наказания Дня Великого».

(14). Скажи: «Аллаху я поклоняюсь, очищая пред Ним веру».

(15). Поклоняйтесь же, чему желаете, помимо Него! Скажи: «Поистине, потерпевшие убыток – те, которые нанесли убыток самим себе и своим семьям в День Воскресения. О, вот это – явный убыток!» (39:11–15). (Более подробно см. Нравы мусульманина. Часть первая. Искренность).

2. Совершение обряда таким образом, каким велел Аллах и Его Посланник, да благословит его и приветствует Аллах.

Всевышний Аллах подчеркнул, что никто кроме Него не имеет права узаконить в религии что-либо. (21). Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания.

(22). Ты увидишь, как беззаконники будут трепещать от того, что они приобрели, когда это падет на них. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, пребудут в Райских садах. Им уготовано у их Господа все, что они пожелают. Это и есть великая милость. (42:21–22)

И Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, подчеркнул запрещение нововведений, сказав: – «А затем, поистине, наилучшие слова заключает в себе Книга Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах, худшими из дел являются дела новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение!»

– «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто».

– «Внёсший в наше дело (то есть в религию) то, что не имеет к нему отношения, будет отвергнуто».

Что означают нововведения? Это вмешательства в законодательство нашей религии, и это косвенное обвинение в адрес Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, что он не передал всю религию и как будто мы исправляем его упущения.

Об этих двух важных условиях говорится в аяте Корана, в котором Всевышний Аллах сказал: (110). Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (18:110)

Аль-Фудайль бин Ияд сказал, объясняя этот аят: «Если дело будет искренним, но неправильным, оно не будет принято. Если дело будет правильным, но не искренним, оно тоже не будет принято».

Второй момент касается того, что все религиозные обряды были предписаны не только общине Пророка Мухамада, да благословит его и приветствует Аллах, но и всем предыдущим общинам. На что указывается в следующих аятах, в которых Всевышний Аллах сказал: (13). Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему. (42:13)

(83). Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих. (2:83)

(3). Те, кому было даровано Писание, распались только после того, как к ним явилось ясное знамение.

(4). А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера. (98:3–4)

(183). О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. (2:183)

По поводу паломничества мы прекрасно знаем, что история его совершения начинается со времен Ибрахима, мир и милость ему от Аллаха. А по некоторым данным, со времен Адама, мир и милость ему, так как он был первым, кто построил Каабу.

Поэтому нет разногласий между учеными в отношении того, совершили ли предыдущие обшины намаз, уразу, паломничество, и выплачивали ли они закят. А разногласия шли в отношениях того, совершили ли они эти обряды как мы совершаем, или по-другому? Сразу хочется подчеркнуть, что мы не будем обсуждать вопросы, касающиеся правил совершения обрядов. Не потому, что это неважные вопросы, а потому что это выходит за рамки нашей книги о нравах мусульманина, и к тому же для этих вопросов существуют специальные книги и монографии. Так же мы не будем говорить об этике совершения этих обрядов, потому что об этом поговорим в другой части нашей книги – «Нравы мусульманина» – если на то будет Воля Аллаха. И поэтому наш разговор о религиозных обрядах будет затрагивать следующие вопросы:

  1. Лексическое значение.
  2. История предписания обряда.
  3. Обязательность и значимость обряда.
  4. Преимущество обряда и вознаграждение за его совершение.
  5. Обоснование конкретных целей обряда.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

    Система Orphus




    Рейтинг@Mail.ru

    Войти

    © 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту