Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Нравы мусульманина. Часть 3 / Ураза / Рамадан – это месяц интенсивного поклонения и нового прекрасного образа жизни
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Нравы мусульманина. Часть 3

Разделы:

Рамадан – это месяц интенсивного поклонения и нового прекрасного образа жизни


Именно в Рамадан создается особая благоприятная душевная и духовная обстановка, коренным образом и в лучшую сторону меняется расписание мусульманина. Я думаю, что те, кто должным образом ведет себя в Рамадан, прекрасно чувствуют эти изменения. Давайте поговорим об этой обстановке и этом расписании более подробно.

1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Когда наступает Рамадан, врата рая открываются, врата ада закрываются, а на шайтанов накладываются оковы». В другой версии этого изречения добавляется: «И один ангел говорит: «О, стремящийся к благому, приходи, о, стремящийся ко злу, удержись». И Аллах освобождает от ада определенное количество людей и это в каждой ночи (месяца Рамадан)».

Также Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Явился к вам благословенный месяц, Аллах предписал вам в нем держать уразу. В течение его открываются врата рая и закрываются врата ада, и накладываются на шайтанов оковы, в нем одна ночь, лучше тысячи месяцев она. Кто лишился её блага, он в убытке явном».

По поводу наложения оков на шайтана существуют разные объяснения. Некоторые считают, что ограничивается активность любого шайтана, другие считают, что оковы накладываются в прямом смысле слова. Но и то и другое говорит об особой благоприятной обстановке для покаяния и отказа от грехов.

2. Во время Рамадана умножается вознаграждение за любое праведное дело. И некоторые ученые считают, что на семьсот раз умножается вознаграждение не только за уразу. Поэтому, например, многие ученые советуют выплачивать свой годовой закят именно в Рамадане. Об умножении вознаграждения в Рамадане говорит изречение Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, в котором он сказал: «Совершение малого паломничества (гумра) во время Рамадана приравнивается (по вознаграждению) к совершению большого паломничества (хадж) вместе со мной».

3. Месяц Рамадан – это месяц ночных молитв. Можно сказать, что ночные молитвы (таравих-намаз) – это второе главное дело месяца после уразы, и за проведение этих молитв тоже предусмотрено великое вознаграждение. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».

4. В месяце Рамадан есть ночь Аль-Кадр, этой ночи посвящена одна сура из Корана, в которой Всевышний Аллах сказал:

(1). Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия).
(2). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?
(3). Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев.
(4). В эту ночь ангелы и Дух (Джибриил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.
(5). Она благополучна вплоть до наступления зари. (97:1–5)

«Лучше тысячи месяцев», то есть примерно 83 года. Значит одно благодеяние, совершенное в этой ночи, умножается во столько раз, как будто мы совершали его непрерывно в течение 83 лет. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «…в нем (то есть в Рамадане) одна ночь, лучше тысячи месяцев она. Кто лишился её блага, он в убытке явном».

Во время этой ночи определяется наша судьба на следующий год, поэтому она и называется ночь предопределения. Всевышний Аллах сказал:
(1). Ха. Мим.
(2). Клянусь ясным Писанием!
(3). Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем.
(4). В ней решаются все мудрые дела
(5). по повелению от Нас. Мы посылаем Пророков и Писания
(6). по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего. (44:1–6)

И раз в течение этой ночи решается наша судьба, следовало бы нам не оказаться среди спящих, а наоборот, мы должны в этой ночи обращаться к Аллаху со своими мольбами, ведь по Воле Аллаха наша мольба может изменить нашу судьбу. Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Ничто не изменяет предопределение, кроме мольбы и ничто не продлевает жизнь, кроме благодеяний (здесь можно понимать благодеяние вообще и благодеяния именно к родителям)».

Поэтому Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, побуждал нас проводить эту ночь в молитвах и сказал: «Тому, кто проведёт в молитве ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».

И велел её искать среди десяти последних нечётных (ночей) Рамадана. Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Ждите наступления ночи предопределения в одну из десяти последних нечётных ночей Рамадана».

И сам Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, стремился не пропускать эту ночь. Поэтому сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда наступали последние десять дней Рамадана, Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи, проявлял особое усердие в поклонении и потуже затягивал свой изар (то есть не совершал близость)».

А Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В последние десять дней каждого Рамадана Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, не покидал мечети».

5. Во время Рамадана ежедневно происходит освобождение определенных людей от ада. Мы уже привели изречение, в котором говорится: «… И Аллах освобождает от ада определенные количество людей и это в каждой ночи (месяца Рамадан)». Зная об этом, мы должны стараться быть из них. А для этого нужно должным образом вести себя в течение этого месяца.

6. Месяц Рамадан по-другому называется месяцем Корана. Об этом Всевышний Аллах сказал: (185). В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (2:185)

Поэтому некоторые ученые считают, что именно в честь ниспослания Корана Всевышний Аллах приказал держать уразу в течение месяца Рамадан. Поэтому одним из наших главных действий в Рамадане должно быть чтение Корана. Нужно ставить для себя цель и спрашивать себя: «Что нового я узнал о Коране в течение этого месяца?» А те, кто не умеет читать Коран, могут читать хотя бы переводы смыслов Корана и переводы толкований Корана. Выходя из месяца Рамадан, мы должны выходить с новыми знаниями о Коране.

7. Во время Рамадана появляется больше моментов, при которых вероятность принятия мольбы возрастает. Не зря, аят о принятии мольбы идет тут же, после аята о Рамадане. Всевышний Аллах сказал:

(186). Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем. (2:186)

Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «У троих мольба (дуга) не отвергается: это у постящегося, пока он не разговелся (в течение всего дня, а в другой версии: у постящихся есть мольба во время разговения, она не отвергается), у справедливого правителя и (просьба) притесненного. Аллах поднимает ее выше облаков, и говорит: «Клянусь Своим Величием, Я помогу тебе, даже спустя время».

8. Во время Рамадана, в отличие от других месяцев, мы просыпаемся в конце ночи для того, чтобы перекусить, и к этому нас призвал Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». А со слов Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Еда перед рассветом является тем, что отделяет наш пост от поста людей Писания».

Но нельзя забывать, что это драгоценное время в отношении принятия мольбы. Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Когда проходит первая треть ночи, Аллах спускается на первое небо и говорит: «Я Царь, кто обращается ко Мне с мольбой, Я отвечу ему, кто просит у Меня, Я дам ему, кто молится о прощении – Я прощаю его, и это продолжается, пока не появится рассвет».

Так же Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «В конце каждой ночи Всевышний Аллах спускается на первое небо и говорит: «Кто просит прощения – Я прощаю, у кого есть мольба – Я принимаю».

Вне Рамадана же мы, чаще всего, просыпаясь на фаджр, не успеваем попасть на благословенное время сухура. А в Рамадан у нас каждый день появляется возможность попасть на это время. Но еда не является единственным нашим делом на сухур. После того, как мы поели, остается еще определенное время до наступления фаджра (5–15 минут). Вот этот перерыв – нельзя его пропускать. Чем заниматься в это время? Поднимать руки и просить Аллаха, поднимать руки и каяться перед Ним. Вот тогда это будет настоящий сухур.

9. В месяц Рамадан мусульманские семьи объединяются. Те, у кого есть семьи, особенно это чувствуют. Вне Рамадана семья как-то разорвана, каждый кушает отдельно, когда и как может. Пришел сын – в 2 часа пообедал, потом отец пришел с работы и т. д. А в Рамадан хоть приходи в час, хоть в два – нужно ждать захода солнца, чтобы кушать. Вся семья ждет, и все сидят за столом, кушают вместе. Сухур – то же самое. Потому что время сухура определено. Вся семья просыпается с утра, будит друг друга, они садятся и кушают вместе.

10. Мусульмане также объединяются в Рамадан. Именно в этот месяц растет общение между мусульманами. Очень часто организуются общественные ифтары в мечетях, так как Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, побуждал нас накормить постящихся. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Накормивший постящегося получит такую же награду, как и сам он, но при этом награда постящегося не уменьшится ни на йоту».

Для этого необязательно быть богатым и организовывать ифтар. Я помню, когда мы в Ливане держали уразу, приходя в мечеть, просто обменивались финиками: я приношу свои финики, но сам не ем их, а отдаю брату, он же дает мне свои. Получается, что я разговлял его, а он разговлял меня. Так же и в отношениях с женой: ты дал ей свой финик, она дала тебе свой. Таким образом, укрепляются отношения и добывается вознаграждение. Каждый день мы ходим в мечеть для проведения ночных молитв (таравих-намаз), и все мы вместе плечо к плечу молимся Аллаху.

11. Во время Рамадана растет количество благотворительности и оказания взаимной помощи. И это может быть результатом чувства голода, который испытывает каждый постящийся и начинает думать о голодных (см. ниже «Подержка и улучшение отношения с людьми»), или потому, что каждый знает, что вознаграждение за любое благое дело умножается, он хочет пользоваться случаем. А может быть, от уважения к этому священному месяцу Рамадан. Или следование сунне Пророка, да благословит его и приветствует Аллах.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах , был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриил. Во время Рамадана Джибриил встречался с ним каждую ночь, изучая вместе с ним Коран, и, поистине, когда Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, встречался с Джибриилом, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер».

Кульминация благотворительности проявляется в конце месяца, ближе к празднику, когда раздается закат-ульфитр. Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Закату-льфитр является кормом для бедных и очищением для постящегося (от прегрешений, уменьшающих вознаграждение)».

12. Во время Рамадана организуется время мусульманина, который должным образом ведет себя в этом месяце. В Рамадан мы имеем четкое расписание на весь день – с утра до вечера, причем самое рациональное, с правильным распределением поступков и действий. Ведь именно в этот месяц мусульманин более интенсивно отдает должное и религии, и мирской жизни. Именно поэтому мы так часто смотрим на часы в этот месяц. Не то, чтобы в другие месяцы не смотрим на часы, просто в Рамадан смотрим на них особенно часто. Проснулся, первым делом – часы, узнал время, можно ли еще принимать сухур.

Начал есть – не как хочу, а до рассвета, до фаджра, тоже слежу за часами. Пью – одним глазом смотрю на чашку чая, другим на часы. Рассвет наступил – все, время вышло. Прекрати есть и иди на утренний намаз. Потом в течение дня смотрю на часы сколько времени осталось до захода солнца. Ахшам наступил – можно кушать и тоже не сколько хочу, смотрю на часы – нужно успеть на таравих. И всегда в ожидании готовности еды на сухур, или на разговение, или в ожидании таравих-намаза я могу заниматься полезными делами, читая Коран или поминая Аллаха, или обращаясь к Аллаху с мольбами. Поэтому Рамадан – это образ жизни, который отличается от других месяцев года.

Вот таким образом нужно проводить Рамадан. И если мы будем его проводить таким образом, то я уверен, что мы выйдем из него другими по сравнению с тем, какими мы были до Рамадана. Хочу особенно отметить для тех наших уважаемых братьев и сестер, которые думают начать свой путь к Аллаху, что Рамадан – большая возможность для вас. Самый трудный шаг – это первый шаг. Между тем, кто делает пятикратный намаз, и тем, кто его не делает, есть один маленький барьер – боязнь не осилить. Для многих именно Рамадан становится началом на пути Аллаха, многие начинают праведные дела именно в этот месяц. И это помогает им. Я уверен, если человек 30 дней будет терпеть и соблюдать то, что положено, то он к этому привыкнет. Так не только в отношении благих дел, но и в отношении грехов. Многие бросили из-за Рамадана совершение каких-то грехов. Многие говорили, что во время Рамадана бросили курение и к концу его уже привыкли не курить. Поэтому дай Аллах, чтобы всегда Рамадан был для многих наших братьев и сестер началом нового образа жизни. И дай Аллах, чтобы Рамадан поддержал их в этом отношении огромными возможностями, заложенными в этом месяце. Поэтому тот, который нерационально ведет себя в Рамадане и упускает эту великую возможность измениться и получить вознаграждение, покроется позором и унижением.

Однажды Пророк, да благословит его и приветствует Алла , сказал: «Позор тому (точнее в арабском тексте звучит «пусть будет его нос погружен в землю»), кто не призовёт на меня благословение, когда в его присутствии упомянут обо мне! Позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в рай! (Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание). Позор тому, кто встретится с Рамаданом и не получит отпущения своих грехов».

В другой версии изречения передается, что эти три предложения (позор тому …) были сказаны Джибриилом, мир ему, который приходил к Пророку, да благословит его и приветствует Аллах , когда он поднялся на минбар и сказал ему: «Позор тому, кто не призовёт на тебя благословение, когда в его присутствии упомянут о тебе! Скажи Амин». И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал амин. «Позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в рай! Скажи Амин». И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал амин. «Позор тому, кто встретится с Рамаданом и не получит отпущение своих грехов. Скажи Амин». И Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал амин.

И в завершении разговора о Рамадане как о месяце интенсивного поклонения и воспитания, хочется обратиться к тем, кто после Рамадана возвращается к прежнему, далеко не праведному образу жизни, и сказать им: «Мы поклоняемся Аллаху, а не Рамадану. Нельзя разрушить все, что мы успели построить в течение этого месяца, и нельзя выбросить тот запас веры и праведности, который мы набрали во время Рамадана. Ведь Рамадан – это остановка в течение года, во время которой мы берем запас на следующий год». Всевышний Аллах сказал:

(33). О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния. (47:33)

И, конечно, возврат к прежнему образу жизни – это прямое доказательство, что эти люди не почувствовали истинный вкус веры и праведности. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества: кто будет любить Аллаха и Посланника Его больше всего остального, и будет любить того или иного человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в огонь».

Так, если они почувствовали бы сладость веры в Рамадане, они бы воспринимали возврат в прежний образ жизни за самоубийство и бросание самого себя в огонь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту