Камаль Эль Зант, сайт об Исламе / Расскажи мне о вере / Суть веры / Определение веры
ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Расскажи мне о вере

Разделы:

Определение веры


С точки зрения арабского языка, выделяются два значения этого слова.
Иман - «ат-тасдыйк» - убеждение без сомнений.

Иман от слова «аман» - мир и покой. Отсюда, что мы должны знать?

Верующий должен быть сильным в своих убеждениях, такой человек не колеблется, не испытывает сомнений в вере. Ты убежден в существовании Аллаха, у тебя нет сомнений. Ты подтверждаешь существование Судного Дня без сомнений. Есть один ученый, немусульманин, который сказал: «Я верю в Судный День на всякий случай. Будет Судный День - мне будет хорошо, не будет Судного Дня - ничего страшного, я уже растворился в земле». Верующий убежден в существовании всех шести столпов веры, не испытывая в этом сомнений.

У такого человека есть покой в жизни. У тех, кто сегодня верит, завтра не верит, послезавтра в сомнении, нет покоя в жизни. Ему хорошо - он ближе к Аллаху, у него проблемы - «Зачем мне Аллах, мне поможет такой-то, к нему и пойду». У такого человека не будет в жизни покоя. А спокоен тот, кто верит, не колеблясь: «Я уверовал, что нет бога, кроме Аллаха. Я уверовал, что есть пророки, я уверовал, что есть книги. Я уверовал в Судный День, и я живу с этой верой».

Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(82). Те, которые уверовали и не облекли свои веры в несправедливость, для них - безопасность, и они - на верной дороге.(6:82)

А что такое иман с точки зрения шариата?

Иман (вера) - это убеждение сердцем, подтверждение языком и выполнение действиями. Давайте поговорим об этом более подробно.

Все ученые согласны, что эти три составляющие являются частями веры. Абу Ханифа сказал, что самое главное - это убеждение сердцем и подтверждение языком, а выполнение действий не является частью веры, но оно необходимо для того, чтобы вера была полноценной. Для того, чтобы иметь полноценную веру, в которой мы нуждаемся, мы должны иметь эти три составляющие.

1. Доказательство обязательности подтверждения веры языком

1. Аллах Субханаху ва Тагаля рассказал в Коране историю Фара- она и его народа, к которому пришел Муса, мир ему:

(13). Когда же пришли к ним Наши знамения уясняющими, они сказали: «Это - явное волшебство!» (27:13)

Они сказали языком, но что у них было в сердце? Считал ли Фараон, что Муса, мир ему, пришел с явным заблуждением? Ответ на этот вопрос мы найдем в следующем аяте:

(14). И отрицали их, хотя души их убедились в истинности, по неправедности и превознесению. Посмотри же, каков был конец вносящих порчу! (27:14)

В душе они были убеждены, что это истина, даже сам Фараон. И Аллах знает то, что в душах.

Но Фараон несправедливо превознесся и не подтвердил это языком.

2. Другой пример. К Абу Джахлю подошли наедине и спроси- ли о причине яростного противостояния Мухаммаду,(да благославит его Аллах и приветствует), . Что сказал Абу Джахль? Что не верит в посланничество Мухаммада? Абу Джахль сказал: «Наша семья и семья Мухаммада, бяни Хашим, сорев- нуются между собой. (Они ухаживают за Каабой, и мы ухаживаем за ней. И нас уважают одинаково). И вдруг они сказали, что у них про- рок, а как мы скажем, что у нас пророк? Поэтому я говорю, что он не прав».

Абу Джахль, как и Фараон, был убежденным в истинности пророка своего времени, но из-за высокомерия они не подтвердили языком то, в чем были убеждены сердцем.

3. Более того. Абу Талиб, который был уважаемым господином среди курайшитов и всегда защищал пророка, умер неверующим. Пе- ред смертью Абу Талиба Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),обратился к нему:

— Скажи «Ля иляха илля Ллах, Мухаммадур-расулю Ллах», в Судный День я смогу за тебя заступиться.

Рядом стоит Абу Джахль:

- Не бросай религию своих предков.

И Абу Талиб испугался упрека своего народа и умер, не подтвер- див веру языком. И чем сможет ему помочь пророк Аллаха в Судный День? Абу Талиб никогда не выйдет из Ада, потому что он умер неве- рующим, но у него благодаря заступничеству Мухаммада,(да благословит его Аллах и приветствует ), будет самое легкое наказание в Аду.

Здесь есть исключение: когда человек вынужден молчать о своей вере, скрывать ее или говорить языком то, что противоречит вере, но при этом в его душе стойкая вера - это не нарушение веры. Аллах Субханаху ва Тагаля говорит в Коране:

(106). Кто отказался от Аллаха после веры в Него - кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере - только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них - гнев Аллаха, им - наказание великое. (16:106)

Например, Гаммар бин Ясир, сподвижник, на глазах которого убили его отца и мать. И его самого пытали, и он был вынужден произнести языком, что он не верит в Мухаммада и верит в божества ку-райшитов.

Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),пришел к нему, Гаммар бин Ясир плачет:

- О, пророк Аллаха, мне стыдно смотреть тебе в глаза. Только что я отказался от тебя и от твоей религии...

Мухаммад,(да благословит его Аллах и приветствует ), сказал:

- Если еще придут, повтори то же самое.

По этому случаю был послан вышеприведенный аят.

И мы должны остерегаться обвинять в неверии своих бабушек и дедушек, которые жили во время коммунизма. Аллах знает, может быть, они скрывали свою веру. И не нужно неуважительно говорить об умерших.

И это было исключением, при котором позволяется сказать языком слова неверия (когда сердце спокойно в вере).

2. Доказательство обязательности убеждения сердцем

Когда мы произносим слова веры, а сердцем не убеждены - это уже лицемерие. Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:

(8). И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в Последний День». Но они не веруют.

(9). Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают.

(10). В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут. (2:8-10)

И наказание лицемеров суровое:

(145). Поистине, лицемеры - в нижнем слое огня, и никогда не найдешь ты для них помощника. (4:145)

Сказанное языком должно совпадать с тем, что в сердце.

3. Доказательство обязательности выполнения действиями

Нужно выполнять на практике. И это самый болезненный вопрос. Как ответить тем, кто говорит, что достаточно верить в сердце и не важно выполнять действиями?

1). Во-первых, с точки зрения логики, это неправильно, потому что любой разумный человек признает, что каждый из нас работает по своему убеждению и не идет против своих убеждений, когда он в силах. Если один говорит своей жене «я тебя люблю» и каждый день бьет ее, это говорит об отсутствии любви. Ведь если есть любовь, должно быть хорошее отношение, должно быть подтверждение.

2). Возьмем в качестве примера шайтана - Иблиса. Он из джиннов, но поклонялся Аллаху в ряду ангелов. Почему он стал неверующим? Разве он не подтвердил языком? Нет, он подтвердил. Посмотрим на речь Иблиса, о которой в Коране нам рассказал Аллах:

(11). Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» - и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.

(12). Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я - лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».

(13). Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты - среди оказавшихся ничтожными!»

(14). Он сказал: «Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены».

(15). Он сказал: «Ты - среди получивших отсрочку».

(16). Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути.

(17). Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными».

(18). Сказал Он: «Выходи оттуда опозоренным, униженным! Тех, кто последовал из них за тобой... Я наполню геенну вами всеми!

(19). А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в Раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а то вы окажетесь несправедливыми!»

(20). И нашептал им шайтан, чтобы открыть то, что было скрыто от них из их мерзости, и сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными».

(21). И заклял он их: «Поистине, я для вас - добрый советник».

(22). Так низвел он их обольщением. А когда они вкусили от дерева, явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что шайтан для вас - ясный враг?»

(23). Они сказали: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток».

(24). Он сказал: «Низвергнитесь! Одни из вас враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время».

(25). Он сказал: «На ней вы будете жить, и на ней будете умирать, и из нее будете изведены».

(26). О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности - лучше. Это - из знамений Аллаха, - может быть, вы вспомните!

(27). О сыны Адама! Пусть шайтан не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас - он и его сонм - оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют! (7:11-27)

Иблис не сомневается в том, что его создал Аллах, он убежден, что создан Аллахом и подтверждает это языком.

Иблис просит у Аллаха отсрочку до Дня Воскресения. Иблис знает, что Аллах может ему ее предоставить. Если я знаю, что у вас нет денег, я не стану просить у вас в долг. Я прошу у того, в чьей способости мне помочь я не сомневаюсь. Если Иблис просит отсрочку до Судного Дня, значит, Иблис признается, что только Аллах дает жизнь. И он просит у Аллаха, а не у кого-нибудь другого.

У Иблиса сильное убеждение, он просит и знает, что Аллах может дать ему, в отличие от нас, когда мы иногда просим Аллаха на всякий случай: «Попробую попросить, будет - будет, не будет - не будет». Иблис просит с уверенностью, что Аллах даст ему, сможет дать ему отсрочку.

Мы все относимся ко времени очень небережно. Мы не уважаем время. А самой главной просьбой Иблиса было время. Если Аллах скажет нам: «Просите, что хотите!» Один попросит коттедж, другой - мерседес, но ни один не просит время. Нам не нужно время, а Иблис просит время: «О, Аллах, дай мне время, а все остальное я сам сделаю».

В другой суре Иблис обращается к Аллаху следующим образом:

(82). Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазняю их

всех.» (38:82)

Что еще нужно, чтобы быть убежденным? Иблис убежден, что Аллах Велик, но в конечном итоге он неверующий. Почему? Потому что он отказался выполнить на практике то, к чему обязывает его убеждение. Когда Аллах Субханаху ва Тагаля велел ему сделать земной поклон Адаму, мир ему, Иблис отказался. Это доказательство тому, что вера - это не только убеждение сердцем и подтверждение языком.

Возникает вопрос: чем отличается грех Адама, мир ему, от греха Иблиса?

Иблис не делает земной поклон Адаму, в этом его грех. Адам, мир ему, ел с дерева, с которого Аллах Субханаху ва Тагаля запретил ему есть. Почему Иблис оказался неверующим, а Адам, мир ему, остался верующим, причем приближенным к Аллаху?

Иблис совершил грех, не признавая права Аллаха, он упрямо отказался сделать земной поклон Адаму. А Адам, мир ему, ел с дерева не оттого, что не признает Аллаха как своего Повелителя, а из-за слабости и забывчивости. И поэтому Адам, мир ему, покаялся сразу после совершения греха.

3). Аллах сказал в Коране:

(8). Поистине, те, которые уверовали и творили благое, - им -сады благодати. (31:8)

И много таких аятов, в которых сочетаются три момента:

Уверовать;

Совершить благие деяния;

Получить вознаграждение.

Таких аятов Корана около двухсот, и почти нет таких аятов, в которых речь идет только о вере без деяний.

Приведем еще один аят в качестве примера:

(18). Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто распутен? - не равны они! (32:8)

Нам было бы привычно услышать такие слова: «Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто не верует?» Аллах Тагаля не упомянул тут неверие, чтобы указать, что вера и распутничество не могут быть вместе. Если ты веришь, значит, ты не распутен. Поэтому в аяте про-тивоставляются верующие и распутники.

4). Изречения Мухаммада, (да благославит его Аллах и приветствует) .

Например, есть такой хадис. Пророк Аллаха сказал: «Самое хорошее дело - это верить в Аллаха». Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),не сказал «самое хорошее убеждение», а назвал это делом. Значит, вера в Аллаха - это деяние, потому что исходя из этой веры должны быть определенные поступки.

В другом хадисе Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),сказал:

- Скажу вам верить только в Аллаха. А вы знаете, что значит верить только в Аллаха?

Сподвижники ответили, что Аллах и его посланник лучше знают. Пророк Аллаха продолжил:

- Это утверждение, что нет божества, кроме Аллаха, читать намаз, платить закят, совершить паломничество в Мекку, соблюдать уразу.

Эти высказывания доказывают, что выполнение действиями является частью веры в Аллаха.

Другой хадис: «Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, хорошо относится к своему соседу».

Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),сказал: «Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, относится щедро к своему гостю».

«Пусть тот, который верует в Аллаха и в Судный День, говорит добро или молчит».

Тот, кто верит в Аллаха, поступает определенным образом, исходя из веры.

Однажды Мухаммад,(да благославит его Аллах и приветствует),сказал:

- Клянусь Аллахом, не уверует тот, сосед которого не в безопасности от его зла.

Пророк Аллаха говорит: «Клянусь Аллахом, он неверующий» (см. «Становится ли неверующим совершивший грех»).

Исходя из этого, мы говорим, что не может быть веры без деяний. Эта вера неполноценна. Тот, который стремится быть истин-новерующим, должен, во-первых, иметь убеждение в душе (без сомнений), во-вторых, он должен подтвердить это языком, в-третьих, он должен поступить в соответствии с тем, в чем он убежден.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту