ислам скачать книги и лекции по исламу, ислам видео

ислам книги





Расскажи мне о вере

Разделы:

Четыре стороны веры в предопределение


В вопросе предопределения есть четыре стороны, в которые мусульманин должен верить:
1. Мусульманин должен верить, что Аллах Субханаху ва Тага- ля знает, что будет происходить до Судного Дня. Аллах Субханаху ва Тагаля до того, как создал Вселенную, знал все, что будет до Судного Дня.

Аллах Субханаху ва Тагаля знает, что было, что есть, что будет и чего не было, и как оно могло быть. Аллах Субханаху ва Тагаля знает все.

2. Аллах Субханаху ва Тагаля до создания всего написал в Хранимой Скрижали (Альлявх аль-Махфуз) все, что будет происходить до Судного Дня.

Пророк Мухаммад сказал: «Когда Аллах создал перо, сказал ему: пиши все, что будет до Судного Дня». Все, что будет происходить до Судного Дня, уже написано в Хранимой Скрижали.

3. Мусульманин должен верить, что Аллах Субханаху ва Тагаля может сделать все, что Он пожелает, и все, что происходит в этой Вселенной, на Земле и на небесах, происходит только по велению Аллаха. Нет ничего, что бы произошло без веления Аллаха, без Его ведома и разрешения.

(107). Вечно пребывая там, - пока длятся небеса и земля, если только не пожелает твой Господь, - ведь твой Господь - исполнитель того, что Он желает! (11:107)

4. Мусульманин должен верить, что Аллах Субханаху ва Тагаля создал все: Вселенную, человека и его поступки. Поступки человека созданы Аллахом.

(62). Аллах - творец всякой вещи, Он - поручитель за всякую вещь. (39:62)

(96). А Аллах создал вас и то, что вы делаете. (37:96)

(2). У которого власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка, и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой. (25:2)

Аллах создал всякую вещь, в том числе поступки человека.

Возникает вопрос: Аллах изначально все знал и Аллах написал все, значит ли это, что я не могу поступить против того, что написано? Получается, что я не могу делать то, что не написано Аллахом. Если не могу, значит, получается, что Аллах якобы заставляет нас поступать в соответствии с тем, что Он написал. В итоге, я не свободен в своих поступках. Как ответить на это мнение?

Представьте преподавателя, который несколько лет ведет уроки у какого-то класса, и он знает, кто в этом классе отличник, а кто двоечник. Учитель составил контрольную работу, и перед тем, как учащиеся получили задание, отметил у себя, что такой-то ученик получит пятерку, а такой-то двойку и т.д. Когда учитель очень хорошо знает своих учеников, он может предварительно поставить оценки. Но никто из школьников не может обвинить учителя: из-за того, что вы у себя в журнале расписали оценки, я плохо решил задачи и получил двойку. А отличник так не скажет. Такое предварительное оценивание в журнале, оправдавшееся результатами контрольной работы (хотя учитель в некоторой степени может ошибиться) ни в коем случае не говорит, что учитель заставил кого-то написать хорошо, без единой ошибки, а кого-то наделать по десять ошибок в каждом задании.

То же самое, Аллах Субханаху ва Тагаля, Который Совершенен в Своем знании, знал все, что случится до Судного Дня, и написал все в Хранимой Скрижали.

Приведем другой пример: я когда-то смотрел какой-то фильм, а потом повторно начал его смотреть с вами. Если, по ходу фильма, я начну говорить: «Сейчас герой сделает так-то, а потом пойдет туда-то и скажет то-то и т.д.», и все, действительно, так и случится, ни один из вас не скажет: «Ты заставил героев так играть!» Из-за того, что я видел этот фильм и заранее знаю все, вплоть до самого конца, вы не скажете, что я принуждаю актеров что-то делать.

Аллах Субханаху ва Тагаля знает все в совершенстве, знает склонности каждого человека. Много примеров, подтверждающих то, что если Аллах Субханаху ва Тагаля написал, это не значит, что Он заставил Своих рабов сделать что-то.

Представим, что ко мне в гости пришли друзья, и я знаю, что один из них ненавидит баклажаны, а другой любит их. Я могу поставить баклажаны и сказать вам: вот этот никогда не возьмет баклажан, а тот будет есть их с большим аппетитом. Вы мне не скажете, что я заставил их обоих так поступать, ведь я сделал правильный прогноз, потому что знаю их обоих.

Это ответ тем, которые говорят: «Если Аллах знал и написал, значит, Он нас заставил».

Можно ли изменить написанное?

Однажды Умар ибн Хаттаб проходил мимо одного человека и услышал его странное дуа: «О, Аллах, если ты записал меня среди несчастных, то сотри это и запиши меня среди счастливых!» Умар ибн Хаттаб с удивлением спрашивает: «Ты что говоришь?! Разве Аллах стирает то, что Он написал?» Тот человек отвечает: «О, Умар, а разве ты не читал следующий аят в Коране?

«И стирает Аллах, что Он желает, и утверждает; у Него - мать книги». (13:39)

Тогда Умар ибн Хаттаб сказал: «О, Умар, все люди знают, только ты ничего не знаешь!»

Однажды пророк Мухаммад сказал: «Наше дуа к Аллаху борется с предопределением между небом и землей». В другом хадисе Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «И ничто не может отвратить предопределение, кроме дуа».

Невозможно даже представить такую ситуацию, что Аллах Суб-ханаху ва Тагаля написал в Хранимой Скрижали все, что будет до Судного Дня, и заставляет нас это выполнять. Тогда почему Аллах Субха-наху ва Тагаля разрешает нам просить у Него? Он сказал бы: «Вы что?! Бесполезно у Меня просить, все уже давно написано».

Мухаммад,(да благословит его Аллах и приветствует), говорит, что дуа и предопределение дерутся между собой между небом и землей.

В конечном итоге, события будут происходить по велению Аллаха, потому что, кто примет мое дуа? Аллах может принять дуа и может его не принять. Если Аллах Субханаху ва Тагаля дает нам возможность просить, значит, Он велит нам желать и просить у Него. Представьте, я подошел к какому-то царю, который решил меня казнить. Как я могу просить у него построить мне замок, если я тут же умру? Он не дает мне выбора, значит, он заставляет меня. Но когда Аллах дает мне выбор (Проси что хочешь!), значит, Аллах Субханаху ва Тагаля дает мне право выбора (хотя, в конечном итоге, принятие моей просьбы остается за Аллахом).

Еще нужно сказать, что мы не знаем, в какой форме написана наша судьба. С точки зрения одного ученого, это может выглядеть так: у этого человека возникнет проблема, если он не спросит у Нас защиту от нее, а этот человек потерпит убыток в торговле, если не попросит Нас о помощи и так далее.

Следующий ответ тем людям, которые считают, что если Аллах Субханаху ва Тагаля написал все в Хранимой Скрижали, значит, он нас заставляет, в том, что Аллах Субханаху ва Тагаля скрыл от нас то, что Он написал. Почему это важно? Если бы Аллах Субханаху ва Тагаля написал и каждому из нас сообщил, что «Я тебе предопределил это, это и это», то я сидел бы сложа руки. Но Аллах Субханаху ва Тагаля написал, и никому об этом не сказал. Поэтому, однажды, когда во время Умара ибн Хаттаба один человек украл и его привезли для наказания, Умар ибн Хаттаб спросил его, почему этот человек украл. Ответ был следующий: «Потому что Аллах так предписал мне». Умар ибн Хаттаб сказал: «Тогда я тебя накажу за два греха, а не за один. За первый грех - воровство, и за то, что ты говоришь так, словно ты знаешь скрытое.

До того, как ты украл, кто тебе сказал, что Аллах тебе это предписал? Ты заявляешь о том, что знаешь то, что Аллах написал. Это второй грех».

Поэтому, если Аллах Субханаху ва Тагаля не сообщает нам о том, о чем Он написал в Хранимой Скрижали, значит, Аллах не заставляет нас что-то делать. Об этом говорится в Коране:

(148). Скажут те, которые придают Ему сотоварищей: «Если бы Аллах пожелал, ни мы бы не придавали сотоварищей, ни отцы наши, и не запрещали бы ничего». Так лгали и те, которые были до них, пока не вкусили Нашей мощи. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам. Вы следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь!» (6:148)

Аллах Субханаху ва Тагаля задает такой вопрос: а кто вам сказал, что Аллах предначертал вам придавать Ему сотоварищей? У вас есть такое знание? Откуда вы взяли, что Аллах предписал вам быть идолопоклонниками?

Если Аллах знал, что будет до Судного Дня, то это от Своего знания, в котором Аллах не ошибается. Но Аллах Субханаху ва Тагаля ни в коем случае не заставляет нас как-то поступать.

Аллах Субханаху ва Тагаля делает то, что Он желает, и все, что происходит, происходит по велению Аллаха, Аллах создал человека и его поступки.

Кто-то скажет: если мои поступки созданы Аллахом, значит, я не сам совершаю их? Давайте объясним, что значит «Аллах создал человека и его поступки».

Все, происходящее вокруг нас, делится на 2 группы:

1. Те события или явления, которые происходят по строго установленному закону Аллаха, и в которых человек не играет решающей роли. Допустим, рождение, смерть, старость, молодость, богатство, бедность, здоровье, болезнь, принадлежность определенной нации. Если бы от человека зависела смерть, ни один человек не умер бы, потому что никто не желает умереть. В этих вещах человек не имеет никакого выбора, они происходят только по велению Аллаха. И, однозначно, это все создано Аллахом, человек здесь ни при чем. И поэтому в этих вещах человек не отвечает, в Судный День Аллах Субханаху ва Тагаля ни одного человека не спросит, почему он постарел?! Почему ты умер в пять лет, а не в десять лет? Почему родился арабом, а не татарином?

Аллах Субханаху ва Тагаля об этих вещах нас не спросит, потому что все это происходит только по воле Аллаха, и в них человек не играет решающей роли.

2. События или действия, в которых у человека есть выбор.

Допустим, есть, пить, сказать хорошее или плохое слово, куда идти и так далее. Эти вещи происходят по желанию человека. Эту группу действий, как и предыдущую, Аллах создал. Но как нам это понять? А так: Аллах Субханаху ва Тагаля в этих вещах создал то, без чего человек не может эти вещи совершать. Допустим, я пишу письмо. А кто создал мою руку? Аллах. Кто создал ручку? Аллах. Кто создал многие другие условия, при которых я могу писать? Аллах. И в конечном итоге получается, что мой поступок создан Аллахом, потому что Аллах создал условия, с помощью которых я могу совершить этот поступок. Но, в отличие от первой группы поступков, в этих делах человек имеет долю выбора: Аллах Субханаху ва Тагаля создал тебе руку, ручку, бумагу, но ты сам выбрал, писать тебе или нет, хорошее слово писать или плохое. Аллах создал твое действие, потому что без условий, созданных Аллахом, ты никогда бы ничего не написал. Аллах Субханаху ва Тагаля создал твой язык, без которого ты не можешь говорить, но ты говоришь хорошее или плохое слово по своему желанию. Поэтому мы говорим: твой разговор создан Аллахом, потому что Аллах создал условия для разговора, но ты выбрал, что именно ты будешь говорить.

В этих поступках человек имеет выбор и будет отвечать перед Аллахом за свой выбор. К этой же группе вещей относится: быть верующим или безбожником, мусульманином или нет. Значит, Аллах Субханаху ва Тагаля создал все необходимое для того, чтобы ты стал верующим, и, поскольку основное создано Им, значит, твой поступок создан Аллахом, но ты сам делал выбор, и в Судный День ты будешь отвечать за свой выбор.

(286). Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей - то, что она приобрела, и против нее - то, что она приобрела для себя. «Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или прегрешили. Господи наш! Не возлагай на нас тяготу, как Ты возложил на тех, кто был раньше нас. Господи наш! Не возлагай также на нас то, что нам невмочь. Избавь нас, прости нам, и помилуй нас! Ты - наш Владыка, помоги же нам против народа неверного!» (2:286)

В конечном итоге, Аллах - Создатель наших поступков, потому что Он создал условия, с помощью которых мы можем их совершить, но в Судный День мы будем отвечать за то, какой выбор мы сделали. Поэтому Аллах Субханаху ва Тагаля подчеркнул наличие своего желания и выбора в следующем аяте:

(29). И скажи: «Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует». Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их; а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Скверно питье, и плохо убежище! (18:29)

Здесь Аллах Субханаху ва Тагаля дает ясно понять, что у нас есть право на желание и что мы можем сделать выбор по своему желанию. Аллах Субханаху ва Тагаля показал нам истину, Он сделал все, что нужно для того, чтобы ее можно было распознать. И отсюда, Аллах Субханаху ва Тагаля является создателем нашего выбора истины.

Поэтому, когда кто-то говорит, что человек создал машину, это неправильно: человек изобрел машину, потому что для того, чтобы получить машину, тебе потребовалось железо, оборудование и многое другое. Разве я создал железо и стекло? Поэтому Аллах создал машину, а я ее изобрел или приобрел. Аллах Субханаху ва Тагаля создал условия, с помощью которых я могу приобрести/изобрести машину. И Аллах создал человеку все возможности, чтобы он мог приобрести веру или неверие, а затем человек сделал выбор. И хотя ты выбрал веру, Аллах создал твой поступок. Поэтому Аллах Субханаху ва Тага-ля в суре «Пещера» говорит: «...кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует». Это уже ваш выбор.

Аллах Субханаху ва Тагаля в суре «Йунус» говорит:

(99). А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими? (10:99)

Аллах Субханаху ва Тагаля подчеркивает: если бы пожелал Аллах, он сделал бы всех верующими, но Аллах не принуждает людей уверовать. И в Судный День Аллах будет спрашивать с нас по Своей справедливости. А за те вещи, которые не в наших силах, Аллах Субханаху ва Тагаля не будет с нас спрашивать, и в этом справедливость Аллаха.

В суре «Скручивание» Аллах говорит:

(27). Это ведь только увещевание мирам, -

(28). тем из вас, кто желает быть прямым.

(29). Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров. (81:27-29)

Если бы Аллах захотел, чтобы мы были неверующими, то мы не могли бы пожелать прямой путь. Мы можем поступить только, если на то будет желание Аллаха, а Аллах по Своему желанию решил, чтобы мы имели право на свое желание и на свой выбор.

Некоторые люди поверхностно понимают аяты Корана, делая из них вывод, что Аллах заставляет нас быть неверующими. И для того, чтобы правильно понять эти аяты, мы должны, прежде всего, правильно понять следующий аят:

(5). Но тот, кто давал (милостыню) и страшился,

(6). и считал истиной прекраснейшее, -

(7). тому Мы облегчим к легчайшему (к хорошей дороге).

(8). А кто скупился и обогащался (не давал милостыню),

(9). и считал ложью прекраснейшее (веру), -

(10). тому Мы облегчим к тягчайшему. (92:5-10)

Какой смысл слов Аллаха Субханаху ва Тагаля? У того, у кого появилось желание придерживаться истинной веры, Аллах ему облегчит это, Аллах направил его к тому пути, к которому этот человек проявил изначальное желание, человеку, который давал милостыню и принял истину, Аллах ему облегчил дорогу к этой выбранной им истине.

А тот, который изначально предпочел непрямой путь, того я направлю в ту сторону, которую он сам изначально выбрал.

Этим аятом можно прояснить смысл других аятов Корана, например:

(15). О, обладатели Писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в Писании, и проходя мимо многого. Пришел к вам от Аллаха свет и ясное Писание;

(16). Им Аллах ведет тех, кто последовал за Его благоволением, по путям мира и выводит их из мрака к свету с Своего дозволения и ведет их к прямому пути. (5:15-16)

В аяте говорится о том, что людям, которые проявили изначальное желание встать на прямой путь, Аллах облегчит это.

В другом аяте мы видим общую мысль о том, что люди изначально выбирают путь (по своему желанию), а Аллах им облегчает следование ему:

(17). А тем, которые пошли по прямому пути, Он усилил прямоту и даровал им богобоязненность. (47:17)

И наоборот:

(57). Кто же несправедливее, чем тот, кому напомнили знамения его Господа, и он отвратился от них и забыл то, что уготовали раньше его руки. Мы ведь положили на сердца их покровы, чтобы они не поняли его, а в уши их - глухоту. И если ты их призовешь к прямому пути, то тогда они никогда не найдут дороги. (18:57)

Почему Аллах наложил на сердца неверующих покровы? Потому что прежде они проявили свое неверие. Если ты хочешь неверие - получай! Как видно из аятов, Аллах Субханаху ва Тагаля не заставляет человека, а человек сам выбирает путь.

Подведя итог, вера в предопределение — значит верить в то, что Аллах знает обо всем том, что будет до Судного Дня, о том, что есть и будет, и о том, чего не было, и если бы оно было, то как бы оно было. Аллах написал в Хранимой Скрижали свои знания, и это не заставляет нас жить по написанному, а это говорит о знании Аллахом всего наперед.

Аллах Субханаху ва Тагаля может сделать все, что Он желает. Все, что происходит на этой Вселенной, происходит только по желанию Аллаха.

И Аллах Субханаху ва Тагаля создал человека и его поступки. Все это не говорит о том, что Аллах Субханаху ва Тагаля заставляет нас делать что-то против своего желания, а говорит о том, что Аллах создает все условия для каждого нашего действия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Используется система Orphus

Система Orphus




Рейтинг@Mail.ru

Войти

© 2009—2017 Сайт принадлежит его автору Камалю Эль Занту